КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Трудно быть богом (фильм, 2013)



В июле 2012 года в конкурсной программе 47 международного кинофестиваля в Карловых Варах был представлен 67-минутный российско-швейцарский документальный фильм «Трудно быть богом» режиссёров Павла Костомарова и Антуана Каттена о съёмках фильма Германа. Впоследствии фильм получил название «Плэйбэк».

В сентябре 2012 года А. Герман, заметив в интервью, что «сам обещал закончить уже в этом году», не смог назвать сроки завершения работы над фильмом, ссылаясь на проблемы со здоровьем и трудности с озвучиванием // Аргументы и Факты — Петербург. 24/09/2012..

21 февраля 2013 года Алексей Герман скончался. По словам сына режиссёра, Алексея Германа-мл., картина «фактически завершена. Осталось только перезапись звука. Она будет закончена в обозримое время». Называться картина будет так же, как и книга Стругацких.

По мотивам одноименной повести братьев Стругацких (Аркадий Стругацкий и Борис Стругацкий). Режиссёр-постановщик: Алексей Герман Авторы сценария: Светлана Кар...

Все видео

В интервью КиноПоиску, опубликованном 19 марта 2013, Алексей Герман-мл. сообщил, что для завершения картины остались лишь «технические доделки». По поводу сроков он сказал: «В течение трёх месяцев технические работы, я надеюсь, будут закончены… Мировая премьера картины, думаю, будет осенью». Тот же трёхмесячный срок завершения работы над фильмом называла и вдова режиссёра, Светлана Кармалита.

1 апреля 2013 состоялся показ картины с незаконченным озвучиванием. Часть текста читала с листа Светлана Кармалита.

5 мая 2013 Алексей Герман-мл. сказал, что точная дата премьеры будет, скорее всего, объявлена в августе.

12 августа 2013 стало известно, что картина  будет показана на Римском кинофестивале в ноябре 2013 года, а сразу после этого состоится ее российская премьера.

Предыстория фильма

Алексей Герман решил снимать «Трудно быть богом» еще в 1968 году, через четыре года после выхода книги. Вместе с Борисом Стругацким они написали первый вариант сценария. В августе Герман получил разрешение на съёмки. В главной роли режиссёр планировал снимать Владимира Рецептера.

Второй вариант сценария был закончен 20 августа 1968 года. На следующий день началась операция «Дунай» — вторжение в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора, положившее конец реформам Пражской весны. По свидетельству Германа, он позвонил на студию, и ему было сказано: «Алексей, забудьте думать про это кино. Мы вам советуем даже книгу куда-нибудь выкинуть, потому что — вы сами понимаете».

По совпадению, в тот же день, 21 августа 1968 года, Алексей Герман познакомился со Светланой Кармалитой, своей будущей женой. Многие отмечают определённый символизм в том, что тридцать два года спустя Герман приехал в Чехию, чтобы здесь снимать «Трудно быть богом» уже по другому сценарию, написанному вместе со Светланой.

Когда в годы перестройки работа над экранизацией повести Стругацких всё же началась, главным требованием самих писателей было, чтобы у фильма был советский режиссёр, желательно — Алексей Герман. Но руководство «Совинфильма» пригласило режиссёра из ФРГ Петера Фляйшмана (который согласился стать также продюсером картины). (Из-за его несговорчивости и тяжёлого характера Стругацкие прекратили контролировать процесс съёмок, и вышедший в 1989 году фильм крайне им не понравился).

Узнав о начале съёмок, Герман обратился в Государственный комитет СССР по кинематографии (Госкино) с просьбой о возобновлении своей работы («на том этапе просто потому, что мне запретили, а тому разрешили»). Он также побывал на съёмочной площадке фильма в Киеве, встретился с Фляйшманом, но о сотрудничестве они не договорились из-за отказа немецкого режиссёра вносить изменения в сценарий. Председатель Госкино Александр Камшалов предложил Герману снимать свой фильм параллельно с Фляйшманом. Однако работа над новым сценарием, к которой Герман приступил вместе со Светланой Кармалитой, закончена не была. Алексей Герман пояснил это тем, что в конце 1980-х годов не чувствовалась необходимость в иносказаниях, обо всём можно было говорить прямым текстом: «Мы написали страниц двадцать и бросили, потому что богом быть было не трудно... почему это он Рэба, а не Берия?..»

В третий раз Герман вернулся к сюжету «Трудно быть богом» десять лет спустя. Сценарий был написан им вместе с женой «по мотивам» повести Стругацких. Петер Вайль, прочитавший сценарий, говорил, что в нём «с целенаправленными усилиями книга Стругацких освобождалась от шестидесятничества».

В ролях

  • Леонид Ярмольник — дон Румата
  • Александр Чутко — дон Рэба
  • Юрий Цурило — барон Пампа
  • Евгений Герчаков — Будах
  • Александр Ильин — Арата
  • Лаура Пицхелаури
  • Наталья Мотева — Ари (в первоисточнике Кира, возлюбленная дона Руматы)
  • Пётр Меркурьев
  • Константин Быков — Монах
  • Валерий Величко — Дон Кэо
  • Михаил Гуро — серый офицер
  • Александр Дралюк — монах-писарь
  • Юрий Думчев — Роэ Кэу
  • Рамис Ибрагимов — Муга
  • Юрис Лауциньш — Палач
  • Анвар Либабов
  • Юрий Нифонтов — Дон Тамэо
  • Александр Орловский — Пашка
  • Владимир Розыграев
  • Марина Рокина — любовница короля
  • Александр Ронис — факельщик
  • Анастасия Каптуренко — девочка в таверне
  • Андрей Обарухин — боевой монах
  • Михаил Теплицкий — серый офицер
  • Павел Степанов
  • Пицхелаури Георгий
  • Василий Домрачев — возничий

Технические данные

Начало съёмок — весна 2000 года, Чехия. Окончание съёмок — 3 августа 2006 года, Санкт-Петербург, «Ленфильм».

Литература

  • Герман А., Кармалита С. // Сеанс. — 2005. — № 21/22.
  • Быков Д. // Огонёк. — 2008. — № 9 (3—9 марта).
  • Петр Вайль. // Российская газета. — 2008. — № 4710 (18 июля).

Отзывы

Впервые черновая версия была показана в конце февраля 2008. 1 апреля 2013 года состоялся пресс-показ почти готовой версии, в которой ещё не было музыки и окончательной озвучки.

Первые отзывы критиков были в целом положительными. Отмечали масштаб работы, внимание к деталям, глубокий идейно-философский подтекст картины. Фильм более всего сравнивали с предыдущей картиной Германа «Хрусталёв, машину!», а также с фильмом «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского. Вместе с тем, обозреватели отмечали, что режиссёр сильно отходит от книжного первоисточника, причём не только от его сюжета, но и от его гуманистической философии. По мнению многих критиков, центральная мысль фильма — низменность и скотство человеческой природы.

Все критики подчёркивали жестокость и натуралистичность картины, обилие грязи и насилия:

Нам дарят мир по колено в навозе: смачный, воняющий, булькающий. Мир, не понимающий своей грязи и упивающийся ею. Здесь то и дело принюхиваются, отплевываются, страдают от вшей и клопов. Здесь топят в нужниках. И обязательно головой вниз. Если вешают, то так, чтобы налетевшие с моря чайки выклевали глаза Подборка высказываний участников предварительного просмотра фильма в блоге журнала «Сеанс».


 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить