КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Удовольствие мыслить иначе (фильм)


Краткое содержание

Из речи главного героя:

Заставка:

Современная философия очень трудно привыкает к мысли о том, что заниматься легимитизацией того, что мы уже знаем, не значит мыслить. Со времен Фуко, под словом мыслить, стало пониматься другое, а именно, мыслить значит, на опыте пытаться узнать пределы возможности мыслить иначе.

Удовольствие мыслить иначе — фильм российского кинорежиссёра и сценариста Дитковского Марка Самойловича, созданный в 2009 году по одноименной книге философа ...

Все видео

Введение:

Все что вы услышите, в этом фильме объединяет несколько принципов. Один из них это принцип минимализма. Суть его такова: минимум слов и максимум смысла. Направление в искусстве „Минимализм“ сегодня чаще всего применимо в архитектуре, дизайне, рекламе, печати и даже в музыке. Понятие „Минимализм“ восходит к нидерландскому художнику Питу Мондриано, работавшего в первой половине 20-го столетия.

…я хочу отказаться от понятийного, эссенциалистского языка. Понятийный язык требует множества определений. Но определить — значит ограничить, утратить оттенки, упростить. Я же хочу работать с неустоявшимися смыслами, зыбкими значениями. Я хочу говорить не на языке терминов, а на живом русском языке. Если у меня и встречаются какие-то термины, то это значит, что я хочу придать им какой-то новый смысл. Особенно интересно делать прививки смысла расхожим терминам европейской философии. Чтобы они прижились на нашей почве, нужно сделать так, чтобы они забыли свою родину.

…я не считаю, локальное поле европейской мысли универсальным. На мой взгляд, русская философия создавалась не для того, чтобы в аналитически ясной форме передавать истины не ею добытые, а для того, чтобы научиться переводить человека из одного состояния бытия в другое. Философия не столько „ знает“, сколько утешает, то есть практикует субъективирующее мышление. Русская философия является религиозной не потому, что в ней кто-то говорит о Боге, а потому, что она обращена к необъективируемому. Все это требует новых форм философствования.

Наука логики Гегеля перестает быть образцом философствования, потому что она быстро утомляет, требует больших затрат энергии. Чтение философских текстов, с некоторых пор, стало рождать не знание, а скуку. Философия утратила ритм, экспрессию. Ты уже все понял, а тебе все еще продолжают что-то объяснять. Пятитомник Камю, я взял не случайно. Я хочу показать, что тексты зачастую обладают прекрасной визуальностью. В наглядные образы, вербальные картинки, легко упаковываются любые теории.

Между тем, философские тексты имеют тенденции к деградации, к двойной непрозрачности. Прозрачными или понятными могут стать такие тексты, из которых извлекаются сценарии, драматургия. Они могут быть экранизированы, по ним можно ставить спектакли, к ним можно делать иллюстрации. Задача философских, минималистичных форм и состоит в том, чтобы перестроить структуру текстов, внося в них элементы наглядности и реактивной коммуникации. А также, элементы кинематографической образности и театральной драматургии. На мой взгляд, вполне возможно, сценарное прочтение Канта и Шопенгауэра, возможны музыкальное экспликации Хайдеггера и Камю.

Отзывы о фильме

  • Умное кино: обсуждение
  • Наталья Ростова. НА ЭКРАНЕ — ГИРЕНОК
  • МИА «Гражданская смена»

Технические данные

  • Метраж:
  1. часть: 41 мин. 28 сек;
  2. часть: 35 мин. 53 сек.
  • Производство: Киностудия интернет издания «Webtvnews.ru»
  • Неигровой фильм, цветной, снят на цифровую технику
  • Ограничение по возрасту: нет

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить