КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В прошлом году в Мариенбаде


Создание фильма

Фильм был создан в результате необычного сотрудничества писателя Алена Роба-Грийе и режиссера Алене Рене, которое Роб-Грийе описал следующим образом: «Ален Рене и я были способны сотрудничать в работе над фильмом только потому, что с самого начала одинаково „видели“ не только его основные направления, а весь фильм вплоть самой последней детали, как в тотальной архитектуре. То, что я написал, это вполне возможно, было то же самое, что было в его голове, а то, что он добавил во время съемок, это то, что я мог бы написать. Довольно парадоксально, но благодаря идентичности наших концепций, мы могли почти все время работать отдельно друг от друга»From the introduction to Alain Robbe-Grillet’s Last Year at Marienbad: a Ciné-Novel; trans. from the French by Richard Howard. (London: John Calder, 1962) p.6..

Роб-Грийе написал очень детализированный сценарий, точно указав оформление помещений и жесты актеров, место установки и движение камеры, а также последовательность склейки эпизодов при монтаже. Рене снимал очень точно в соответствии со сценарием, внося лишь минимальные изменения, которые представлялись ему необходимыми. Роб-Грийе не присутствовал на съемках. Когда он увидел первую версию, он сказал, что увидел фильм точно таким, каким намеревался его сделать, признав, как много Рене добавил, чтобы фильм удался, и чтобы заполнить то, что отсутствовало в сценарии. Роб-Грийе впоследствии опубликовал сценарий как роман, проиллюстрировав его кадрами из фильмаAlain Robbe-Grillet, L’Année dernière à Marienbad: ciné-roman. (Paris: Les Éditions de Minuit, 1961). See the introduction, pp.10-12, for his account of the film’s gestation.

Несмотря на близкое соответствие между написанным текстом и фильмом, существуют и некоторые различия. Два наиболее заметных различия — это подбор музыки (в саундтреке Франсиса Сейрига много используется солирующий орган), и сцена ближе к концу фильма, в которой сценарий недвусмысленно описывает изнасилование, в то время, как фильм заменяет ее серией повторяющихся высветленных блуждающих кадров, двигающихся по направлению к женщинеJean-Louis Leutrat, L’Année dernière à Marienbad; trans. by Paul Hammond. (London: BFI Publishing, 2000) pp.52-60.. В последующих заявлениях двух авторов фильма было частично признано, что они не разделяли полностью одно и то же видение фильма. По словам Рене, Роб-Грийе настаивал на том, что безо всяких вопросов это именно он написал «Мариенбад», а фильм Рене был предательством. Но поскольку Роб-Грийе нашел фильм очень красивым, он режиссера ни в чем не обвинял Robert Benayoun, Alain Resnais: arpenteur de l’imaginaire. Paris: Ramsay, 2008. p.103: «Resnais raconte: 'Robbe-Grillet me disait tout le temps: „Moi j’ai écrit L’Année dernière, point final. Vous vous avez réalisé L’Année dernière à Marienbad: c’est une trahison, mais comme je trouve ça très beau, j’ai décidé de ne pas vous en vouloir!“'».

стихи: "Утром" и "вспоминая тебя" Пол Дома видео: фильм Алена Рене "Прошлым летом в Мариенбаде" музыка: Зоя Ященко и Белая Гвардия "С крыши город..."

Все видео

Съемки шли на протяжении десяти недель в сентябре-ноябре 1960 года. Для проведения съемок были использованы интерьеры и сады дворцов Шлайсхайм, Нимфенбург и Амалиенбург в Мюнхене и его окрестностях. Дополнительные интерьерные сцены снимались в павильонах студии «Фотосоноре-Мариньян-Симо» в Париже.

Никаких съемок в чешском курортном городе Мариенбад не проводилось. Впрочем из фильма зритель и не может понять достаточно определенно, происходили ли вообще какие-либо события в этом городе. Фильм выполнен в черно-белых цветах в широкоэкранном форматеJames Monaco, Alain Resnais: the role of imagination. (London: Secker & Warburg, 1978) pp.57-59. Jean-Louis Leutrat, L’Année dernière à Marienbad; trans. by Paul Hammond. (London: BFI Publishing, 2000) p.70..

Прием

Оценка фильма критикой разделилась с самого начала на два противоположных полюса, оставаясь такой и по сей деньRobert Benayoun, Alain Resnais: arpenteur de l’imaginaire. Paris: Ramsay, 2008. pp.84-85.Jean-Louis Leutrat, L’Année dernière à Marienbad; trans. by Paul Hammond. (London: BFI Publishing, 2000) pp.7-8.. Споры о фильме усилились после того, как Роб-Грийе и Рене стали давать противоречивые ответы на вопрос, встречались ли действительно мужчина и женщина год назад в Мариенбаде или нет, что было использовано как основание для новых нападок на фильм со стороны тех, кому он не понравилсяJacques Brunius, «Every Year in Marienbad», in Sight & Sound, v.31, no.3 (summer 1962), p.122..

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить