КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Великий гражданин
Русское название | Великий гражданин |
Жанр | драма |
Режиссёр | Фридрих Эрмлер |
Сценарист | Фридрих Эрмлер Мануэль Большинцов |
Актёры | Николай Боголюбов, Иван Берсенев |
Оператор | Аркадий Кольцатый |
Композитор | Дмитрий Шостакович |
Компания | Ленфильм |
Страна | СССР |
Время | 252 мин. |
Год | 1937—1939 |
imdb_id | 0029726 |
«Великий гражданин» — художественный фильм (2 серии), политическая драма, режиссёра Фридриха Эрмлера. В основу сюжета положена официальная точка зрения властей СССР на историю жизни и смерти Сергея Кирова. Один из наиболее значительных фильмов довоенного времени, оказавший влияние на поддержку «большого террора» в СССР в 1937—1939 годах. Творческий коллектив удостоен Сталинской премии I степени (1940). Экспериментальная телевизионная трансляция фильма стала первой в истории телевидения СССР (1938).
Сюжет
События разворачиваются в СССР в 1925—1934 годах. Фильм повествует о истории крупного партийного руководителя Петра Шахова (Николай Боголюбов). Его борьба с представителями троцкистко-зиновьевского блока и их лидером Карташовым (Иван Берсенев), становится делом всей жизни. Сюжет заполнен диалогами, острыми спорами между непримиримыми противниками. Шахов распознаёт в директоре завода Авдееве противника социалистического соревнования и назначает вместо него настоящего большевика Надю Колесникову (Зоя Федорова). Чутьё не подводит партийного лидера — Авдеев оказывается вредителем.
Кульминацией фильма становятся пламенные выступления Шахова на слёте передовиков (1-я серия) и на митинге на заводе «Красный металлист». Слова Шахова находят поддержку у трудящихся и представителя ЦК партии Максима (Борис Чирков). Враги Шахова и ВКП (б) не дремлют. В финальной сцене Шахова расстреливает убийца притаившийся за одной из дверей дома культуры, который посетил руководитель. Советские граждане в концовке клянутся над могилой героя, что дело Шахова будет продолжено и никто из врагов не уйдёт от возмездия.
Режиссер: Фридрих Эрмлер Сценаристы: Михаил Блейман, Мануэль Большинцов, Фридрих Эрмлер Оператор: Аркадий Кольцатый Композитор: Дмитрий Шостакович Художники:...Все видео
Критика и значение
…Процесс заключается в том, что… партизанский сборный кинематографический отряд превращается в армию… Это есть борьба кинематографического руководства за полное подчинение кинематографии воле партии, за то, чтобы кинематография стала в полном смысле этого слова организованным орудием партии и правительства на всех фронтах |
Михаил Ромм (1937)] (1937)] |
Работа Эрмлера оценивается, прежде всего, как один из первых советских фильмов, которые можно было назвать политическими, явным госзаказом пропагандистского аппарата . Критик Джулии Кэссиди прямо пишет о нём: «„Великий гражданин“ демонстрирует насколько важна была мученическая смерть Кирова, в рамках сталинской мифологии, став парадигмой социалистического реализма» . История убийства всенародно любимого партийного лидера Сергея Кирова послужила отправной точкой сценария и, в итоге, фильм сам стал материалом для построения фундамента традиций социалистического реализма в советском кинематографе. Выход фильма на экраны сопровождался целой серией критических статей в СМИ СССР, всецело поддерживающих отображённый на экране конфликт — между представителями лучшего, наиболее благородного и высокого в человеческом роде с подонками человечества, отребьем, отвергнутым историей , осуждая путь троцкистско-бухаринских бандитов, выродившихся в штурмовой отряд фашизмаПод фашистами понимали тогда не нацистов, а представителей троцкистко-бухаринско-зиновьевского блока внутри страны.. Несколько ходульные персонажи, однозначно разделённые в сценарии на «положительных» и «отрицательных», тем не менее, также привлекли внимание довоенной советской критики, в особенности работа Николая Боголюбова, воплотившего образ Шахова-Кирова.