МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Барретто, Рэй


Сольная карьера

В 1960 году Рэй Барретто стал сессионным музыкантом компаний звукозаписи «Престиж», «Блю ноут» и «Риверсайд». Нью-Йорк, ставший центром латиноамериканской музыки США, в те времена испытывал настоящий бум чаранги. На волне этого интереса в 1961 году Оррин Кипньюс (Orrin Keepnews) из компании «Риверсайд», который был знаком с прежними работами Барретто в области джаза, предложил Рэю организовать собственный оркестр-чарангу. Барретто воспользовался этим предложением и в том же году выпустил альбом «Пачанга с Барретто» (Pachanga with Barretto).

В 1962 году вышла новая пластинка с записями джем-сейшнов оркестра Рэя Барретто — «Латино!» (Latino!), в работе над которой к Барретто примкнули тенор-саксофонист Хосе «Чомбо» Сильва (José «Chombo» Silva) и трубач Алехандро «Эль негро» Вивар (Alejandro «El Negro» Vivar). Вторым альбомом, который Барретто выпустил в 1962 году стал диск «Современная чаранга» (Charanga moderna), принёсший ему огромный успех. Диск стал «золотым», а по итогам 1963 года песня «El watusi» с этого альбома вошла в двадцатку лучших песен США, став, таким образом, первой латиноамериканской композицией, попавшей на верхние строчки хит-парада журнала «Биллборд».

La orquesta de Ray Barretto nos interpreta la conocida cancion de la fania all stars .... "Quitate la mascara" .... X.-. Sapito.

Все видео

Следующие 8 альбомов Барретто, выпущенные с 1963 по 1966 год, были выдержаны в разных стилях. Все они имели коммерческий успех, однако их вклад в развитие современной латиноамериканской музыки по-настоящему был осознан и оценен лишь годы спустя.

В 1967 году Рэй Барретто подписал контракт с компанией «Фаниа Рекордс» и в корне изменил звучание своего оркестра. Скрипки, характерные для чаранги, были полностью заменены на мощные медные духовые, а сама стилистика музыки смещена в сторону ритм-н-блюза. В новом составе своего оркестра Рэй записал альбом «Кислота» (Acid). Музыку Барретто трудно ограничить рамками одного стиля, но в целом звучание этого диска приближено к бугалу. Несмотря на резкую смену стиля, Барретто снова «попал в яблочко»: альбом был принят слушателями более, чем благожелательно.

Следующие 9 альбомов Барретто, записанные на «Фании» с 1968 по 1975, были ещё более успешными, чем предыдущие. Фактически, единственным неприятным событием в его музыкальной карьере того периода был уход в конце 1972 года из оркестра вокалиста Адальберто Сантьяго (с которым Рэй работал с 1966 года) и четверых музыкантов. Тем не менее, обновление состава оркестра не оказало существенного влияния на успех Барретто. Альбом 1975 года «Барретто» (Barretto), который Рэй записал в сотрудничестве с вокалистами Рубеном Блейдсом и Тито Гомесом, стал наиболее продаваемым диском музыканта за всю его карьеру. Песня «Гуараре» (Guarare) с этой пластинки сразу стала настоящим хитом, а сам альбом был выдвинут на соискание премии «Грэмми» в 1976 году. Журналом «Лэтин Н. Й. Мэгезин» (Latin N. Y. Magazine) Барретто был назван лучшим конгеро 1975 и 1976 годов. Не ограничиваясь лишь латиноамериканской музыкой, в качестве конгеро Барретто принимал участие в записях дисков группами «Роллинг Стоунз» и «Би Джиз».

Несмотря на столь впечатляющие успехи, Рэй Барретто чувствовал себя уставшим от выматывающих ежедневных выступлений в ночных клубах. Он считал, что формат, задаваемый клубом, подавляет желание творить и не даёт возможностей для экспериментов. В канун нового, 1975 года, он и его сальса-группа последний раз выступали перед публикой. В дальнейшем, уже под названием «Гуараре», они продолжили работу лишь в студии, выпустив три альбома: «Гуараре» (1977), «Гуараре» (1979) и «Символическая волна» (La onda típica, 1981).

Кроме того, с 1976 по 1978 годы Рэй Барретто записал три альбома на «Атлантик Рекордз», включая песню «Ла куна» (La cuna), и был выдвинут на соискание «Грэмми» за диск «Завтра: концерт Барретто» (Tomorrow: Barretto Live). В 1979 на лейбле «Фаниа» Барретто выпустил сальса-диск «Рикан/стракшн» (Rican/struction), который журнал «Лэтин Н. Й. Мэгезин» назвал лучшим альбомом 1980 года, а самого Барретто — лучшим конгеро года.

Последние годы жизни

В 1990 году Барретто наконец получил «Грэмми» за альбом «Ритм в сердце» (Ritmo en el corazón), записанный совместно с Селией Крус. В 1999 году имя Рэя Барретто занесено на скрижали Международного зала славы латиноамериканской музыки.

Живя в Нью-Йорке, Барретто продолжал оставаться активно работающим музыкальным продюсером, а также руководителем оркестра, гастролировавшего по США, странам Европы, в Израиле и странах Латинской Америки.

17 февраля 2006 года Рэй Баррето скончался в больнице университета Хакенсака от сердечной недостаточности и связанных ней осложнений. Его тело было доставлено самолетом в Пуэрто-Рико, где Институтом культуры Пуэрто-Рико музыканту были оказаны последние почести, после чего тело Рэя Барретто было кремировано.

Дискография

Сольные альбомы

  • Pachanga with Barretto (Riverside, 1962)
  • Latino! (Riverside, 1962)
  • Charanga moderna (Tico, 1962)
  • On Fire Again (Encendido otra vez) (Tico, 1963)
  • The Big Hits Latin Style (Tico, 1963)
  • Moderna de Siempre (Tico, 1963)
  • Guajira y guaguancó (Tico, 1964)
  • Viva Viva Watusi! (Polydor, 1965)
  • Señor 007 (United Artists, 1965)
  • El Ray criollo (Polygram, 1966)
  • Latino con Soul (Jazzland, 1967)
  • Fiesta en el barrio (Polydor, 1967)
  • Acid (Fania, 1967)
  • Hard Hands (Fania, 1968)
  • Together (Fania, 1969)
  • Barretto Power (Fania, 1970)
  • The Message (Fania, 1971)
  • Que viva la música (Fania, 1972)
  • The Other Road (Fania, 1973)
  • Indestructible (Fania, 1973)
  • Barretto (Fania, 1975)
  • Tomorrow: Barretto Live (Atlantic, 1976)
  • Eye of the Beholder (Atlantic, 1977)
  • Can You Feel It? (Atlantic, 1978)
  • Rican/Struction (Fania, 1979)
  • Giant Force (Fania, 1980)
  • La cuna (CTI, 1981)
  • Rhythm of Life (Fania, 1982)
  • Todo se va poder (Fania, 1984)
  • Aquí se puede (Fania, 1987)
  • Irresistible (Fania, 1989)
  • Handprints (Concord Picante, 1991)
  • Soy Dichoso (Fania, 1992)
  • My Summertime (Blue Note, 1995)
  • Fuerza Gigante: Live in Puerto Rico April 27, 2001 (Universe, 2004)

  • Barretto para bailar (Riverside, 1961)
  • Cocinando suave (Riverside, 1962)
  • La moderna & El watusi (Tico, 1962)
  • Swing la moderna & Los cueros (Tico, 1964)
  • Alma alegre (Jazzland, 1967)
  • Soul Drummer (Fania, 1967)
  • Carnaval (1972)
  • Cocinando (Fania, 1972)
  • Ray Barretto (T.H. Rodven, 1990)
  • Live in New York'' (Messidor, 1992)

Сборники

  • Head Sounds (Fania, 1970)
  • From the Beginning (Fania, 1971)
  • Energy to Burn (Fania, 1977)
  • Gracias (Fania, 1979)
  • Descarga criolla (Palladium, 1992)

С группой «Гуараре»

  • Guarare (1977)
  • Guarare (1979)
  • La onda típica (1981)

С Селией Крус

  • Tremendo trío! (Fania, 1983)
  • Ritmo en el corazón (Off-Beat, 1988)

С «Нью Уорлд Спирит»

  • Ancestral Messages (Concord Picante, 1992)
  • Taboo (Concord Picante, 1994)
  • My Summertime (Owl, 1995)
  • Contact! (Blue Note, 1997)
  • Portraits in Jazz and Clave (RCA, 2000)
  • Trancedance (Circular Moves, 2001)
  • Homage to Art Blakey and The Jazz Messengers (Sunnyside, 2003)
  • Time Was — Time Is'' (O+ Music, 2005)

Библиография

  • Биография Рэя Барретто на сайте «Музыка Пуэрто-Рико» ref-enref-es

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить