МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Ходжес, Джонни


Вскоре Ходжес женится. Его брак с Кью, актрисой из «Коттон-клаб», оказывается долгим и счастливым.

В 1937 году журнал «Даун-бит» начинает проводить ежегодные опросы читателей, чтобы определять наиболее популярных джазовых исполнителей. По результатам опроса 1938 года Джонни Ходжес становится вторым альт-саксофонистом, а в 1940 году Ходжес уже открывает список альт-саксофонистов. В последующие годы Джонни Ходжеса признавали лучшим альт-саксофонистом почти автоматически год за годом. Известный американский джазовый критик Джеймс Линкольн Коллиер, характеризуя игру саксофониста в те годы, писал:

  • «К 1943 году Джонни Ходжес уже выработал свой маслянистый тембр, а в глиссандо с ним, на мой взгляд, не может сравниться ни один джазовый саксофонист. Его мелодия льется и скользит, сплетаясь и расплетаясь, как девушки в хороводе. Он играет практически a cappella: сопровождают его по большей части смычковый контрабас, шепот деревянных духовых и осторожное фортепиано.»

Possessor of one of the most beautiful tones ever heard in jazz, altoist Johnny Hodges formed his style early on and had little reason to change it through t...

Все видео

В последние годы у Ходжеса были проблемы с сердцем. 11 мая 1970 года Джонни Ходжес скоропостижно скончался (на приеме у зубного врача в Нью-Йорке ему стало плохо, он вышел в туалет и там его настиг сердечный приступ). Его работа над записью «Новоорлеанской сюиты» осталась незавершенной.

Рассел Прокоуп (один из мастеров саксофонной секции) вспоминает, что он услышал печальную новость по радио в своей машине, и ему пришлось съехать на обочину: его стошнило. Когда с Дюком Эллингтоном попытались затеять разговор о том, кем можно заменить Ходжеса, он сказал:

  • «Джонни незаменим».

И добавил:

  • «Из-за этой огромной потери наш оркестр никогда уже не будет звучать так, как прежде».

Ходжес остался в памяти как истинный мэтр альт-саксофона, и как одна из ключевых фигур в истории свинга и оркестра самого Дюка Эллингтона. Не многие джазовые музыканты оставили после себя столь великое и благородное музыкальное наследие.

Творчество

Художник звука

Ходжес, бесспорно, испытал очень серьёзное воздействие Сиднея Беше, что отразилось и в его подходе к ритму, и в стремлении к теплоте и плавности звучания.

Джонни Ходжес фактически создал язык альт-саксофона и был одним из самых сильных свинговых солистов в истории джаза. Звук его альт-саксофона был незабываем и временами напоминал человеческий голос, как у вокалиста, чуть форсированно берущего верхние ноты. Он играл с плавной грацией парящего в небесах сокола, то устремляющегося вниз, то взмывающего к сияющему солнцу. Ходжес виртуозно использовал струящиеся глиссандо, исполняемые с плавностью, поражавшей других музыкантов. Главным его завоеванием были мягкость и теплота звука в пьесах балладного типа и неподражаемый свинг в более быстрых композициях. Он, наряду с Чарли Паркером, до сих пор остается лучшим за всю историю джаза альтовым саксофонистом, а в некоторых отношениях, особенно в том, что касается чувственности и страстности звучания, он превосходит последнего.

Интересно, что временами альтовый саксофон Ходжеса звучал как теноровый, что отмечали и Кути Уильямс, и Коулмен Хокинс. Ходжесу также нередко приходилось играть на сопрановом саксофоне. Он блестяще владел и этим инструментом, как и на альте, добивался стремительного, заразительного свингования. К сожалению, в 1940 году он отказался от этого инструмента, так объяснив свое решение:

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить