МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Леклерк, Феликс


В дальнейшем Леклер выступает поочередно в Европе и Канаде, и там, и там став звездой. В Канаде он проводит турне по западным провинциям в 1965 году, концерты в главном монреальском концертном зале «Place des Arts» (1967) и Национальном центре искусств в Оттаве (1971). В 1974 году он принимает участие в фестивале «Superfrancofête» в Квебеке.

В 1979 году Леклер дал свой последний концерт. После этого он осел на острове Орлеан близ Квебек-сити, редко показываясь на люди, но продолжая публиковаться. В эти годы он пишет две книги: «Мечты на продажу» (фр. Rêves à vendre, издана в 1984 году) и

«Последние блокноты» (фр. Derniers calepins, издана в 1988 году после смерти автора). Его смерть стала шоком для всего Квебека, и во время его похорон на острове Орлеан тысячи поклонников собрались в Монреале и Квебек-сити. Соболезнования приходили со всего мира, в том числе от правительства Франции.

Felix Leclerc (1914-1988), a very famous singer in the French world,wrote this song which share the music from Kalitka, a famous Roma Russian song. Феликс Ле...

Все видео

Творчество

Творчество Леклера, как считается, вдохнуло новую жизнь в искусство французского шансона, оказав влияние на Жоржа Брассенса, Ги Беара и Жака Бреля. Для канадского шансона он является одним из основоположников.

Леклер написал около 160 песен. В его творчестве просматривается определенное влияние классической музыки, народных французских песен, работ более ранней квебекской исполнительницы Овилы Легар, а также кельтского (ирландского и шотландского) фольклора. Влияние на Леклера оказали такие французские мастера первой половины века, как Морис Шевалье, Люсьен Бойе и Тино Росси. Его быстрые струнные переборы напоминают о цыганской и русской музыке, характерная настройка гитары (на полтора тона ниже стандартной) считается отражением воздействия американского негритянского блюза, а свинговые элементы аккомпанемента свидетельствуют о влиянии американского джаза. В отдельных песнях встречаются также заимствования из музыки кантри и блюграсса.

В свою очередь Леклер оказал влияние на три следующих поколения канадских авторов-исполнителей, а его взгляды, со временем эволюционировавшие в направлении квебекского сепаратизма (о чем свидетельствует песня 1970 года L’Alouette en colère — Жаворонок в гневе, где говорится об ограбленном и лишенном наследства Квебеке — и три последних альбома L’Alouette en colère, Le Tour de l'Île и Mon fils), собрали в провинции значительное число последователей еще до «Тихой революции».

Стиль Леклера отличают уже упомянутая низкая настройка струн и быстрые переборы большим пальцем, а также быстрые арпеджио, исполняемые большим и указательным пальцем и комбинации арпеджио и классических тремоло. Его правая рука во время игры обычно располагалась в верхнем диапазоне грифа.

Дискография (прижизненные издания)

  • Félix Leclerc chante ses derniers succès sur disque (Philips, 1951)
  • Mes premières chansons (Philips, 1951-53)
  • Felix Leclerc chante (Philips, 1957)
  • Les Nouvelles Chansons de Félix Leclerc (Philips, 1959)
  • Le Roi heureux (Philips, 1959-62)
  • Félix Leclerc (Philips, 1964)
  • Moi mes chansons (Philips, 1966)
  • La Vie (Philips, 1967)
  • Cent Chansons (Philips, 1968)
  • Félix Leclerc dit pieds nus dans l’aube (Poly, 1969)
  • J’inviterai l’enfance (Pjilips, 1969)
  • Félix Leclerc chante pour les enfants (Philips, 1970)
  • Pleins feux sur Félix Leclerc (Philips, 1971)
  • L’Alouette en colère (Philips, 1972)
  • Félix Leclerc (RCI, 1972)
  • Merci la France (Poly, 1975)
  • Le Tour de l'île (Philips, 1975)
  • Le Temps d’une saison (Poly, 1976, в соавторстве)
  • Mon fils (Poly, 1978, в соавторстве)
  • Le Bal (Poly, 1979)
  • Chansons dans la mémoire longtemps (Poly, 1979)
  • La Légende du petit ours gris/Le Journal d’un chien (PolyGram, 1979, в соавторстве)
  • Mouillures (Poly, 1979)
  • Prière bohémienne (Poly, 1979)

Награды

Музыкальные премии

На протяжении своей карьеры шансонье Феликс Леклер трижды удостаивался Grand Prix du disque, вручаемого академией Шарля Кро за выдающиеся музыкальные записи. В 1951 году он получил этот приз за песню Moi, mes souliers («Мои башмаки»), в 1958 году за композицию Félix Leclerc et sa guitare и в 1973 году за достижения на протяжении всей творческой карьеры.

В 1975 году Леклер был награжден Призом Каликсы Лавалле, названным в честь автора музыки национального гимна Канады и вручаемым наиболее выдающимся музыкантам Квебека. Он был удостоен почетного диплома Канадской конференции искусств 1976 года, а на следующий год стал первым лауреатом Приза Дениз Пеллетье, вручаемого за достижения на протяжении творческой карьеры. В 2003 году он был посмертно избран членом Зала славы канадских авторов песен.

Прочие награды

В 1982 году Леклер стал почетным доктором Квебекского университета. В его честь с 1983 по 1991 год был назван театр в Монреале. Его имя носит награда «Феликс» (фр. Prix Félix), вручаемая каждый год лучшим квебекским певцам и музыкантам. По данным Комиссии по топонимике Квебека, имя Феликса Леклера занимает пятое место после Самюэля де Шамплейна, Жака Картье, брата Мари-Викторина и Жана Талона по частоте присвоения улицам, площадям и зданиям провинции Квебек. Три музея в Квебеке посвящены полностью или частично Леклеру и его творчеству. В 1990 году в монреальском парке Лафонтен ему был возведен памятник, а в 2000 году в Канаде выпущена марка с его изображением.

В 1968 году Леклер стал офицером Ордена Канады, в 1983 году Великим офицером Национального ордена Квебека, а в 1986 году кавалером Ордена Почетного легиона.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить