ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Агурский, Михаил Самуилович
Литературный критик и публицист Вадим Кожинов:
начало цитатыИтак, есть сионизм и сионизм. «Национальный» сионизм, к которому, как следует из его сочинений, принадлежит М. Агурский, исходит из того совершенно естественного факта, что евреи, как и любой народ стремятся развивать свою собственную культуру и строить свою самостоятельную государственность… Известный сионистский деятель М. С. Агурский, не боявшийся острых проблем…
Журналист и редактор Михаил Болотовский:
начало цитатымало кто из современных сионистов внёс больший, нежели Агурский, вклад в борьбу за право евреев репатриироваться в Израиль. Но промолчали московские правозащитники, промолчала и израильская интеллигенция, правый фланг которой не может даже спустя семь лет после смерти Агурского забыть о его близости к Партии Труда, а левый, в свою очередь, по-прежнему относится к нему с некоторой осторожностью, памятуя о «необъяснимой» симпатии учёного к русским националистам.
Публицист националистического направления, сам в прошлом диссидент и участник проводов Агурского в Израиль — Г. М. Шиманов, демонстрирует последовательное и безоговорочное неприятие уступок иудейству в православии:
начало цитатыэтот сомысленник Меня (…) обратился к московскому патриарху с ультиматумом, требуя деканонизации мучеников Евстратия Печерского и Гавриила Белостокского, отказа от антииудейских текстов в богослужении и от антииудейских «слов» вселенского святителя Иоанна Златоуста. Я уже не помню, какой срок давался патриарху для ответа, но помню, что небольшой, что-то вроде месяца или даже меньше. После чего Агурский обещал обратиться к мировой общественности. Но то ли патриарху не доложили об ультиматуме, то ли он по рассеянности забыл на него ответить. И Огурец (так мы его называли за глаза) отплатил ему той же монетой, забыв обратиться к мировой общественности.
Мнение российско-израильского историка и публициста Михаила Хейфеца:
начало цитатыПокойный Мелик слыл в Израиле исследователем необычным. По-моему, он особо не копал материалы вглубь, но всегда увлекался эффектными, хотя, бывало, не слишком обоснованными гипотезами (я с ним много и часто спорил). Но… Но зато Мелик всегда бывал интересен! В свободное время читал обширную литературу, иногда настолько популярную, что в неё почти никто не заглядывал всерьёз (ну, скажем, в полное собрание Горького!), и ухитрялся извлекать оттуда парадоксальные исторические концепции. С первого взгляда всё у него казалось чистым сочинением, но … По прошествии времени обнаруживались неожиданные обоснования, и почти любая гипотеза Агурского начинала играть свежими и влекущими красками.
Историк Александр Дугин:
начало цитатыСамым полным и интересным (на сегодняшний день) исследованием русского национал-большевизма является книга Михаила Агурского. Агурский был диссидентом, в 70-е эмигрировал из СССР в Израиль, но вместе с тем, его отношение к советскому национал-большевизму остается в высшей степени объективным, а в некоторых случаях в оценках сквозит глубокая симпатия. На наш взгляд, труд Агурского — самое серьёзное произведение, посвященное советскому периоду русской истории, помогающее понять его глубинный духовный смысл.
Адрес в Москве
С середины 1960 годов Агурский переехал в московский район Беляево-Богородское. На своих письмах к Л. И. Брежневу Агурский указывал свой обратный адрес: Москва, Профсоюзная ул., д. 102, корп. 5, кв. 176.
Библиография
- Неонацистская опасность в Советском Союзе — Самиздат.
- Международное значение «Письма вождям». — Самиздат.
- Евреи-христиане в Российской Православной Церкви // Вестник РХД. 1974, № 114; 1975, № 115, № 116.
- Обращение к американской интеллигенции. Письмо в «Нью-Йорк Таймс».
- Современные общественно-экономические системы и их перспективы // Из-под глыб. — YMCA-Press, Paris, 1974. — 276 с.
- Национальный вопрос в СССР. — Рус.-англ. толковый словарь. — New York, 1976.
- Религиозная мысль в СССР и социальные настроения интеллигенции. — «Русская мысль», Париж, 1976. 26 февр. С. 4, 12.
- К дискуссии о Солженицыне. — 1976. Париж. Русская мысль, 17 июня. С. 12. (Из редакционной почты).
- Русский национализм и еврейский вопрос // Сион. Тель-Авив, 1976.
- Самоубийство Луиса Мерсьера Веги. — «22», Тель-Авив, июнь, 1978 г., с. 209—218
- Идеология национал-большевизма — YMCA-PRESS, Paris, 1980. (на русском).
- Одинокий мыслитель // Новый журнал, Нью-Йорк, 1980. № 138.
- Советский Голем. — London, 1983, (на русском). pdf
- Михаил Агурский. Универсалистские тенденции в еврейской религиозной мысли. // Вестник РХД, № 140, III—IV, 1983, сс. 61—71.
- Russian Orthodox Christians and Holocaust, Emmanuel, № 17, Jerusalem, p. 90.
- Горький М. Из литературного наследия. Горький и еврейский вопрос. — Иерусалим, Еврейский университет, 1986. В соавторстве с Маргаритой Шкловской (на русском).
- The Third Rome. — Westview, 1989 (на иврите, 1988 г.)
- Солженицын призывает создать славянскую конфедерацию. // Наша страна. Тель-Авив, 1990. 12 окт.
- Третий мир внутри советской империи: По поводу ст. А. Солженицына // Русская мысль, Париж, 1990. 9 нояб.
- Современные общественно-экономические системы и их перспективы. Из-под глыб. — М., Русская книга, 1992.
- Торговые связи между Советским Союзом и странами Ближнего Востока. — Иерусалим, 1990. (на иврите).
- Ближневосточный конфликт и перспективы его урегулирования. // «Наш современник», 1990, № 6, с. 127, 128.
- В плену опасного мифа//Еврейская газета, 26.03.91. (Ответ В. Кожинову).
- Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // «Вопросы философии», № 8.
- Пепел Клааса. — Иерусалим: URA, 1996
- Эпизоды воспоминаний / Публ. подгот. С. Гринберг // Иерусалимский журнал, 2000. № 3, № 5.
- Идеология национал-большевизма. — М.: Алгоритм, 2003. — 320 с. — ISBN 5-9265-0089-3