ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Арисима, Такэо


B 1889 году Арисима поступил в Школу пэров, которую впоследст­вии критиковал за консерватизм, запрещение любых дискуссий и сис­тему беспрекословного послушания.

Уже в школьные годы у Арисима проявился интерес к литературе. Школьником он написал рассказ «Самурай годов Кэйтё» («Кэйтё буси») о поражении войск клана Сацума в битве при Сэкигахара и несколько других небольших рассказов, которые не были опубли­кованы при его жизни. Все они были написаны на классиче­ском письменном языке (Бунго) под псевдонимом.

B 1896 году Арисима, закончив среднюю школу первой ступени, перешёл в среднюю школу старшей ступени, окончание которой давало право поступления в университет. Однако Арисима предпочел уйти из школы и уехал на Хоккайдо, чтобы поступить в Сельскохозяйственный колледж в Саппоро.

Колледж

Сельскохозяйственный колледж в Саппоро был основан в 1872 году с целью содействия освоению земель на Хоккайдо. Для достижения реальных результатов из США был приглашён преподавателем Уильям Смит Кларк (William S. Clark; 1826—1886), основатель и третий президент Массачу­сетского сельскохозяйственного колледжа в Амхерсте (Massachusetts Agricultural College). Он оказал большое влияние на формирование учебной программы и на атмосферу в этом учебном заведении. Кларк требо­вал от студентов самостоятельности и самоуважения. Одним из результатов его поли­тики было принятие Библии в качестве основного морально-этического текста. B 1896 году, в момент поступления в колледж Арисима, среди преподавателей было несколько человек, принадлежавших к первому выпуску, учившемуся ещё у Кларка. Среди них был Нитобэ Инадзо (1862—1933), знакомство, a затем и дружба с которым сыграли заметную роль в жизни Арисима. Нитобэ родился в Мориока и происходил из семьи самураев того же княжества Намбу, что и мать писателя, так что приехавший в Саппоро Арисима остановился у него.

Каждое воскресенье Нитобэ проводил у себя дома занятия по Библии для студентов, и Арисима присоединился к этой группе в изучении христианского вероучения. В круг интересов Арисима в этот период входило также творче­ство Т. Карлейля.

После отъезда Нитобэ в Камакура, a затем в США, ближайшим другом Арисима стал Моримото Кокити. Моримото ещё в Токио по­сещал христианскую школу и был крещён, что позволило Арисима продолжать изучение и обсуждение темы христианства: собственно проблемы христианской теологии, и особенно вопросы греха и ис­купления.

Большое влияние на Арисима оказало его знакомство в 1897 году с Утимура Кандзо, одним из первых выпускников Сельскохозяйственного колледжа и ревностным последователем христианства. Арисима изучал работы Утимура «В поисках мира» («Кюанроку») и «Утешение ве­рующего христианина» («Киристо синто нагусамэ»), вышедшие в 1893 году. По рекомендации Утимура он был принят в общину Индепендентской церкви Саппоро, но не крестился, считая это необяза­тельным.

B 1872 году в Японии была введена всеобщая воинская повинность, и Арисима после колледжа со степенью «ногакуси» (бака­лавра агрономии) был призван в армию. Один год, проведённый им на военной службе, навсегда сделал Арисима пацифистом. Тогда же Арисима начал интересоваться взглядами социалистов.

США

B 1903 году Арисима уехал в США, чтобы продолжить свое образо­вание в расположенном неподалеку от Филадельфии основанном квакерами Хаверфордском колледже, который рекомендовал ему Нитобэ. Пребывание в христианской Америке показало Арисиме противоречивость христианского учения и христианской практики.

B 1904 г. Арисима перешёл в аспирантуру Гарвардского универ­ситета, где познакомился с Канэко Киити, сотрудником журналов социалистического направления и участником социалистического движения в Америке. Под его влиянием интерес Арисима к социализму ещё более углубился. Он читает труды Уолта Уитмена, Генрика Ибсена, Петра Кропоткина.

События этого времени нашли отражение в романе Арисима «Лабиринт» («Мэйро»), в значительной степени основанном на авто­биографическом материале. Роман публиковался частями. Первая часть вышла в 1915 году в журнале «Сиракаба», вторая — в 1917 году в «Тюо корон» и третья — в 1918 году в журнале «Синсёсэцу». Герой романа — японский студент в США. Среди его знакомых японский социалист К, в котором не­трудно узнать Канэко, и американец — юрист П. (Пибоди, с которым Арисима познакомился в Бостоне). Основной темой первой части романа является отход героя от христианства и растущий интерес к социализму.

Преподавание

Семья и смерть

В 1910 году Арисима женился, но в 1916 году его жена умерла от туберкулёза, оставив его с тремя детьми. В 1922 году Арисима познакомился с Акико Хатано, редактором женского журнала Фудзин Корон, замужней женщиной. У них возник роман, о котором стало известно мужу Акико. В результате Арисима и Хатано совершили двойное самоубийство, повесившись в Каруидзаве.

Дети

Сын Юкимицу (1911—1973) стал известным актёром, выступал под псевдонимом Масаюки Мори.

Наследие

После смерти Арисима стал знаменит благодаря подробным дневникам, составляющим около двадцати томов сокровенного жизнеописания, страхов и надежд. Современники считали Арисима философом и общественным критиком в той же степени, что и писателем. В своём творчестве он критиковал христианство, находился под влиянием социализма, Библии, гуманистических идей Толстого и идей анархизма.

Издания на русском языке

  • Арисима Такэо, М., Художественная литература, 1967

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить