ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Фенелон, Франсуа


Опала

Решающим событием в судьбе Фенелона стала публикация в январе 1697 года его книги в защиту квиетизма «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» («Explication des maximes des saints sur la vie intérieure». Против неё выступил Боссюэ; Фенелон обратился с письмом к папе Иннокентию XII с просьбой вынести своё решение. Курия долго колебалась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля понтифик не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии оказался блaгoпpиятным для Фенелона: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика XIV папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга была единогласно осуждена. 1 августа Фенелон получил приказ покинуть двор и отправиться в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламандское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенелона, и он её в значительной степени достиг. Остаток жизни Фенелон посвятил борьбе с янсенизмом и сочинительству. В январе 1699 года Фенелон лишается титула наставника королевских отпрысков; между тем через полгода папа шлет ему свое благосклонное письмо и выражает пожелание, чтобы тот стал кардиналом. В августе 1710 года к Фенелону в Камбре прибыл и к концу года обратился в католичество англичанин шевалье Рамзай, впоследствии ставший его первым биографом. В апреле 1711 года умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона. Сторонники Фенелона пригласили его участвовать в разработке основ тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти монарха. Фенелон встретился со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были намечены важнейшие принципы будущих преобразований (сокращение придворных штатов, разграничение духовной и светской власти, провозглашение свободной торговли и пр.) Однако труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца. Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV.

Сочинения

«О воспитании девиц»

В 1687 году Фенелон выпустил свою книгу «О воспитании девиц» («De l’Education des filles»), в которой подверг критике господствовавший в то время взгляд, согласно которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; он ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум. Между тем образование это, по Фенелону, следует ограничить умением правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики; знанием основных элементов права, знакомством с древней и французской историей. «Этот трактат ... доставил молодому автору известность и лег в основу воспитания Сен-Сирского пансиона, основанного мадам де Ментенон и впоследствии взятого за образец Екатериной II при создании Смольного института в Петербурге» .

«Диалоги мёртвых»

Написанные в манере Лукиана «Диалоги мёртвых» (Dialogues des morts, 1700—1718) содержат рассуждения о принципах управления государством и выполнены в увлекательной форме. В каждом отрывке заключалось какое—нибудь житейское, моральное и политическое нравоучение; так, беседа Пизистрата с Солоном призвана проилююстрировать мысль, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; беседа Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а, напротив, делает их несчастными и приводит к их гибели.

«Рассказывают, что однажды воспитанник Фенелона ужаснул придворных фразой, почерпнутой из "Диалогов мёртвых": "Король создан для подданных, а не подданные для короля". Эта формула является антитезой известному изречению, приписываемому Людовику XIV: "Государство — это я"»

«Приключения Телемака»

Роман «Приключения Телемака» (Les aventures de Télémaque) был написан в 1695-1696 годах, но первый его том был издан только в апреле 1699 г. В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля. «Телемак» во многом перекликается с «Диалогами мертвых» и представляет собой своего рода курс политической педагогики. В романе содержится множество аллюзий на Людовика XIV и его министров, причём на долю каждого из приближенных монарха приходилась прозаическая эпиграмма. Есть в «Телемаке» и утопические картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент), за которые король лишил автора остатков своего расположения.

«Трактат о Существовании Бога»

Среди богословско-философских трактатов Фенелона — «Опровержение трактата Мальбранша о природе и благодати» («Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce», ок. 1687-1688) и «Трактат о Существовании Бога» («Traité de l’Existence de Dieu», 1712). Основная мысль последнего формулируется в следующем силлогизме: всё, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Трактат написан с присущей Фенелону ясностью и довольно долго служил школьным руководством.

Письмо в Академию

В одном из последних своих сочинений, «Письме в Академию» («Lettre a l'Academie», 1714), Фенелон выдвигает целый ряд проектов для разработки: они касаются различных аспектов лексикографии, риторики, поэтики и истории. Автор «Телемака» предлагает подготовить и издать несложную, доступную для иностранцев или малограмотных французов грамматику, а также сочинить трактаты о различных драматических жанрах (трагедия и комедия). На «Письме» лежит явственный отпечаток Спора о древних и новых, причем несмотря на все старания автора быть беспристрастным ощущаются его вполне определенные симпатии по отношению к Древним. «Письмо» проникнуто неприятием современного Фенелону упадка нравов и безмерной тяги к роскоши.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить