ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Мишель де Гельдерод


викифицировать

ИмяМишель де Гельдероде
Оригинал имениMichel de Ghelderode
Имя при рожденииАдемар Адольф-Луи Мартенс
Дата рождения3.4.1898
Место рожденияв Икселе
Дата смерти1.4.1962
Место смертиСхарбек, Брюссельский столичный регион
Род деятельностиБельгии
Годы активности1925—1945
Жанргротеск
Язык произведенийфранцузский

Мишель де Гельдерод (правильно Де Гельдероде, Michel De Ghelderode, собственно Адемар Адольф-Луи Мартенс, Adémar Adolphe-Louis Martens, 3 апреля 1898, Иксель — 1 апреля 1962, Схарбек, Брюссельский столичный регион) — бельгийский драматург фламандского происхождения, писал на французском языке.

Биография

Получил католическое воспитание в коллеже иезуитов, брал уроки музыки в Брюссельской консерватории, отец водил его в оперу и на представления ярмарочного театра; вкус к маскам, переодеванию, псевдонимам и розыгрышам подросток сохранил на всю жизнь. В 16 лет он переболел тяжёлым тифом, был на грани смерти. С 1918 года начал подписывать свои рассказы псевдонимом, под которым позже и вошёл в историю европейского театра.

Гельдерод более 20 лет прослужил мелким чиновником и начал приобретать известность лишь в конце 1940-х годов, когда его путь драматурга был уже завершен. Период наибольшей творческой активности продолжался с 1925 по 1945 год, в 1950-х годах престижное парижское издательство «Галлимар» выпустило собрание сочинений Гельдерода в 5-ти томах, его интервьюировали журналы и газеты, приглашали на радио и телевидение. Его пьесы «Смерть доктора Фауста» (1926, пост. 1928 в Париже и Риме), «Эскориал» (1928, пост. в Брюсселе 1929), «Варавва» (1928, пост. труппой Народного фламандского театра 1929), «Красная магия» (пост. 1934 в Брюсселе), «Проделка Великого Мертвиарха» (1934, пост. Роже Планшоном в Лионе 1953, опера Дьёрдя Лигети, 1978), «Школа шутов» (1943, пост.в Париже 1953) и другие — это гротескные драмы-притчи на темы Библии и средневековой истории Европы, написанные для театра марионеток, наполненные элементами масленичных празднеств, цирковой клоунады, безжалостной и безысходной апокалиптической игры, они развивают традиции фламандского высокого искусства и народной культуры. Свои взгляды на театр Гельдерод развернуто изложил в цикле «Остендские беседы» (1951, опубл. 1956, передавались по французскому радио).

Значение

«Гельдерод, — писал Жан Кокто, — это алмаз, замыкающий ожерелье поэтов на шее Бельгии. Этот черный алмаз отбрасывает жестокие и благородные отблески. Они ранят лишь мелкие души. Другие они зачаровывают».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить