ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Пикуль, Валентин Саввич


Также он вынашивал замысел романа «Аракчеевщина», к которому уже собрал весь материал.

В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой — «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле — «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I, Софье, — «Царь-баба».

Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил примерно 20 млн экз.

Получаемые за книги деньги автор часто жертвовал на то, что считал нужным: например, Государственную премию РСФСР за роман «Крейсера» он передал жителям Армении, пострадавшим от землетрясения 7 декабря 1988 года; премию Министерства обороны за роман «Из тупика» отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы»; гонорар за роман «Фаворит» внёс в Латвийский фонд мира.

Книги Пикуля и сейчас продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами. По словам вдовы писателя А. Пикуль, на 2008 г. общий их тираж достиг 500 млн экз.

Критика

Исторические произведения Пикуля часто подвергались и продолжают подвергаться критике за неаккуратное обращение с историческими документами, вульгарный, по мнению критиков, стиль речи и пр.

«...он брал за основу какой-нибудь фундаментальный труд, как правило, малоизвестный широкому кругу читателей, и на его основе выстраивал свое повествование. Отмечено, что в течение всей своей многолетней писательской деятельности Пикуль ни разу не работал ни в одном архиве. При написании романа 'Крейсера', за который Пикуль получил несколько премий, а также 'Золотой кортик' от главнокомандующего Военно-морским флотом адмирала флота В. Н. Чернавина, он пользовался монографией участника Русско-японской войны профессора Военно-морской академии контр-адмирала В.Е.Егорьева 'Операции владивостокских крейсеров в Русско-японскую войну 1904-1905 годов' (1939 г.) и книгой английского журналиста Сеппинг Райта 'С адмиралом Того' (1907 г.). При создании книги 'Моонзунд' использовал хранившуюся в спецхранах книгу фон Чишвица 'Захват Балтийских островов Германией в 1917 году' (1937 г.). Работая над романом 'Каторга', за основу взял книгу с таким же названием, написанную русским публицистом начала ХХ в. В. Дорошевичем. Новизна произведений Пикуля кажущаяся. Все уже было рассказано до него, причем более объективно, правда, не так увлекательно, как это получалось у Пикуля» // Доценко В.Д. "Корма крейсера уходила в шипящее, как шампанское, море..." сайт rumarine.ru.

Больше всего в этом смысле досталось его последнему законченному роману «Нечистая сила» (журнальный вариант: «У последней черты»), несмотря на то, что сам автор считал его «главной удачей в своей литературной биографии».

Роман посвящен периоду агонии царизма — «распутинщине» в России. Кроме рассказа о жизни Г. Распутина, автора обвиняли в том, что он исторически неверно изобразил моральный облик и привычки последнего русского императора Николая II, его жены Александры Фёдоровны, представителей духовенства (в том числе высшего). В такой же манере обрисовано практически всё царское окружение и тогдашнее правительство страны.

Так, если Ирина Пушкарева писала: «По прочтении рукописи романа В. Пикуля так и остается неясным, зачем понадобилось автору поднимать давно забытые и погребенные на свалке истории события и факты второстепенного значения», то сын царского премьер-министра П. А. Столыпина в рецензии «Крохи правды в бочке лжи» (впервые вышла в зарубежном журнале «Посев» № 8, 1980 г.) утверждает: «В книге немало мест не только неверных, но и низкопробно-клеветнических, за которые в правовом государстве автор отвечал бы не перед критиками, а перед судом».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить