ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Шкапская, Мария Михайловна


Творчество

В периодике появилась впервые в 1910 году со стихотворением на смерть Льва Толстого.

Ранние стихи Шкапской, составившие сборник «Час вечерний» (1922), написаны в духе умеренного акмеизма и достаточно традиционны. Напротив, поэзия Шкапской начала 1920-х годов очень самобытна. Шкапская разрабатывала преимущественно тему «женской Голгофы» — страстного пути любовницы, жены, матери. Её поэзии присуще сочетание натурализма с психологизмом, она посвящена темам потери девственности, зачатия, деторождения, аборта и т. д. Однако, помимо модной проблемы «реабилитации плоти», все эти явления интерпретируются Шкапской в мистическом ключе. Через материнство лирическая героиня испытывает чувство мистической связи с матерью-землёй, а Россия, переживающая муки творения нового мира, предстаёт в стихах Шкапской роженицей. Вместе с тем в стихах ощущается неприятие крови, проливаемой во имя революции — с женской, «природной» мотивировкой, так как женщина-мать не приемлет насилия и убийства. Героиня её стихов предстаёт как хранительница древнего знания:


…И какие древние тайны
В крови бессменной моей —
От первых дней мирозданья
Хранятся до наших дней.

Характерной для Шкапской является форма стихов, записанных как проза, без специфической стиховой графики:


Причастницей войду в твою постель, закрыв глаза и открывая губы, и будет медь звенящая и трубы, и закачается над нами лёгкий Лель.
А после, горестно простёрты перед ним, узнаем мы, что жертва неугодна, и будет стлаться горько и бесплодно её пустой и легковейный дым.

Особняком в творчестве Шкапской стоит выдержанная в экспрессионистской манере поэма «Явь» (1922) о зверствах гражданской войны.

Стихи Шкапской были сочувственно приняты самыми разными по идейным и творческим позициям писателями. Так, Павел Флоренский называл её «подлинно христианской — по душе — поэтессой» и ставил вровень с Цветаевой и Ахматовой. Максим Горький писал Шкапской: «До Вас женщина ещё не говорила так громко и верно о своей значительности». Тем не менее, в середине 1920-х годов творчество Шкапской подверглось резким нападкам советской критики: в ряде рецензий говорилось о «пагубности» мировоззрения поэтессы, «насквозь физиологичном и иррациональном», которое «заводит в тупик», а сама поэтесса была названа «эпигоном упадничества».

В результате во второй половине 1920-х годов Шкапская отошла от поэзии и в дальнейшем выступала в печати лишь с документальной прозой. По предложению Максима Горького работала над историей завода им. Маркса. Вышли книги её очерков «Сама по себе», «Земные ремёсла», «Пятнадцать и один», «Вода и ветер».

В годы Великой Отечественной войны издала книгу «Это было на самом деле» о зверствах фашистов на оккупированной территории.

В 1968 году была издана книга очерков Шкапской «Пути и поиски». Её поэзия была почти забыта в СССР, о ней вспомнили лишь в середине 1990-х годов. Первые переиздания стихов Шкапской осуществлены в 1994 году.

Личный архив Шкапской хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ. Ф. 2182).

Библиография

Поэзия

  • Mater dolorosa. [Стихи]. Пг.: [Неопалимая купина], 1921. — 33, [3] с.
    • Изд. 2-е. Ревель—Берлин: Библиофил, [1922]. — 32, [2] с.
  • Барабан Строгого Господина. [Стихи]. [Берлин: Огоньки, 1922]. — 57, [7] с.
  • Кровь-руда. [Стихи]. Пг.—Берлин: Эпоха, 1922. — 29, [2] с.
    • Изд. 2-е. М.: Всерос. союз поэтов, 1925. — 29, [2] с.
  • Час вечерний: Стихи (1913—1917). Пг.: Мысль, 1922. — 54 с.
  • Ца-ца-ца. [Рассказы в стихах]. Берлин: Манфред, 1923. — 37, [4] с.
  • Явь: Поэма. М.—Пг.: Круг, 1923. — 26, [2] с.
  • Земные ремёсла. [Стихи]. М.: Всерос. союз поэтов, 1925. — 30, [1] с.
  • Алёшины галоши. [Стихи для детей]. Л.—М.: Радуга, 1925. — [12] с.
    • То же. [Л.]: Радуга, [1927]. — [11] с.
  • Стихи = Poems / Вступ. ст. Б. Филиппова и Е. Жиглевич. London: Overseas publ. interchange, 1979. — 141 с.
  • Стихи / [Предисл. М. Л. Гаспарова. М.: Б.и., 1994. — 150 с.
  • Стихотворения / Сост. Г. М. Прашкевич и Р. Х. Солнцев. Красноярск: Платина, 1999.
  • Час вечерний: Стихи / Сост. М. И. Синельников. СПб.: Лимбус Пресс, 2000.

Проза

  • Сама по себе. [Очерки]. Л.: изд-во писателей в Ленинграде, [1930]. — 312, [2] с.
  • Вода и ветер. (Дальний Восток). [Очерки]. М.—Л.: Огиз — ГИХЛ, 1931. — 252, [2] с.
  • Пятнадцать и один. [Ленинград и др. индустр. центры СССР. Очерки]. Л.: изд-во писателей в Ленинграде, 1931. — 292, [2] с.
  • Человек работает хорошо. (Дальний Восток). [Очерки о людях]. Л.: Гослитиздат, 1938. — 248 с.
  • Рассказы комсомольцев и о комсомольцах. М.: Правда, 1938. — 48 с.
  • За жизнь бойца. [О донорстве]. М.: Огиз; Госполитиздат, 1941. — 8 с.
  • Это было на самом деле. (Книга фактов). М.—Л.: Детгиз, 1942. — 62, [2] с.
  • Семья бойца. [Очерки]. М.: [Воениздат НКО СССР], 1948. — 21, [2] с.
  • Пути и поиски / Предисл. К. Накоряковой. М.: Сов. писатель, 1968. — 312 с.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить