ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Сударушкин, Борис Михайлович


Он перебрался с семьёй в Семибратово, но часто бывал в Ярославле, где как член Союза писателей СССР руководил бюро пропаганды художественной литературы при областной писательской организации.

В 1982 году Борис Сударушкин издал повесть «По заданию губчека», и далее, в 1988-м, увидели свет сразу две его книги: «Последний рейс „Фултона“» был отпечатан в Ярославле, а «Уединённый памятник» — в Москве. Следующим произведением писателя стала книга «Фанни Каплан: „Я стреляла в Ленина“».

В 1991 году Борис Михайлович выступил одним из создателей в Ростове Ярославской области литературно-исторического журнала «Русь», заместителем главного редактора этого журнала по творческой работе, а затем и его главным редактором. Здесь увидели свет очерки-расследования Сударушкина «Так кто же стрелял в Ленина» и «Темное дело большевика Малиновского», посвящённые историко-революционной теме.

Но особое место в творчестве писателя заняла тетралогия «Тайны Золотого кольца», адресованная читателям, интересующимся романтикой поисков, неразгаданными страницами прошлого, исчезнувшими сокровищами.

Первая книга тетралогии «Секрет опричника» вышла в Ярославле в 1992 году и сразу исчезла с прилавков2009 из-за заявленного автором и тогда ещё редкого жанра — исторический детектив. Наряду с происшествиями вокруг поиска сокровищ, спрятанных в тайнике во времена опричнины, в повести рассказывалось о подлинных исторических событиях: о деле Соломонии Сабуровой, о причинах Новгородского погрома, а также о поисках Янтарной комнаты, похищенной немцами уже в годы Великой Отечественной войны.

Через год появилась повесть «Преступление в Слободе» о расследовании обстоятельств гибели царевича Ивана. Газета «Литературная Россия» так писала об авторе и его повести: Писатель обогащает детектив историческим содержанием, открывая новые выразительные возможности исторической прозы, которой, оказывается, не чужды остросюжетность, увлекательность, романтическая приукрашенность коллизий и характеров. Впрочем, это еще детектив в детективе, поскольку с автором, ведущим скрупулезное расследование тайн прошлого, приключаются не менее головокружительные истории, нежели с его персонажами. Б. Сударушкин – отнюдь не кабинетный писатель, отгородившийся от внешнего мира глухой стеной и разгадывающий немые исторические кроссворды: он органически вовлечен в действо как его свидетель и соучастник и демонстрирует высокий профессионализм исследователя в сочетании с мастерством художника.

Эта оценка справедлива и в отношении следующей книги Бориса Сударушкина «Исчезнувшее свидетельство» об истории находки и гибели древнего списка «Слова о полку Игореве», в послесловии к которой ярославский писатель Виктор Московкин заметил: Нынче появляется немало детективов, главными героями которых становятся дельцы теневой экономики, рекетиры, отечественные мафиози. Бесспорно, такая литература верно отражает состояние нашего общества, но не менее интересен и тот детектив, который предлагает читателям Б. Сударушкин, его герои далеки от преступного мира. Исторический детектив – это не только интересно, но и познавательно, он знакомит с историей государства, а поиски и разгадки исторических тайн не менее увлекательны, чем расследование ограбления или убийства. И надо сказать, автор удачно справляется с поставленной перед собой задачей <…> Помимо фактических, порой неожиданных сведений о «Слове», повесть интересна увлекательным историческим сюжетом, исторические реалии умело переплетены с авторским вымыслом, а действие переносит читателя из современного Ярославля в древний Ростов Великий, из горящей Москвы 1812 года в ныне затопленную Рыбинским водохранилищем усадьбу графа А. И. Мусина-Пушкина в Иловне, из уютной городской квартиры в монастырскую книгохранительницу.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить