КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Отец Сергий (фильм, 1918)


  • Фильм имел значительный успех, ещё более упрочив авторитет Протазанова, как постановщика, и Мозжухина, как выдающегося актёра.

«По словам очевидцев, это был подлинный шок. Когда зажгли свет, несколько мгновений публика молчала и потом разразилась тем, что называют бурей аплодисментов. Это был своего рода результат десятилетней работы русского кинематографа над фильмом-экранизацией. И при сравнении „Отца Сергия“ с первыми простодушными фильмами-лубками и добросовестными иллюстрациями вырисовывается творческий итог той школы классической литературы, которую в кратчайший срок успело пройти русское кино.»

  • Фильм был вывезен за рубеж вопреки запрету советских властей и пользовался там значительным успехом.

«Драма не драма, роман не роман, а сама жизнь, и кто видел эту картину, тот понимает, что это сильнее и драмы, и романа. Ведь искрящегося снега так, как видит его зритель, не нарисует и сам Толстой. Ни одна актриса не будет себя так вести, так искренно перед театральной публикой, как делает это Лисенко перед аппаратом. И на ленте остаётся более сильная правда, чем бывает на сцене. Радостно глядеть на такой фильм — произведение гениального художника. Тут сила Толстого и сила Мозжухина соединились.»

  • В 1928 году, к столетию со дня рождения Льва Толстого, был осуществлён повторный выпуск фильма; однако демонстрация его в рабочих клубах была запрещена. Повторный выпуск вызвал бурную негативную реакцию советской идеологической прессы. Вот типичный пример тогдашних нападок на фильм:

«Показывать „Отца Сергия“ — это значит заведомо возбуждать интерес к церкви, к религии. Вместо того, чтобы к толстовским дням преподнести нашему зрителю крепкую советскую антирелигиозную фильму, Совкино, точно старьёвщик, разрыло кляузную рухлядь, демонстрируя её при помезной рекламе исключительно по торгашеским соображениям. Стыдно за Совкино… Полтора часа приходится наблюдать за „переживаньицем“ Мозжухина, напоминающего игру провинциального актёра. Убогость постановки низводит картину на нет, делая её абсолютно никчемной.»

Отец Сергий Год выпуска: 1918 Жанр: драма Продолжительность: 01:15:18 Режиссер: Яков Протазанов В ролях: Иван Мозжухин, Ольга Кондорова, Владимир Гайдаров Оп...

Все видео

  • В «Истории советского кино» (1969) сказано:

В фильме «Отец Сергий» при всех его несомненных художественных достоинствах повесть Толстого получила либерально-буржуазную трактовку, что сказалось в ограниченном толковании коренных пороков старого строя как «отдельных недостатков» царизма и буржуазного общества. Однако могучая сила толстовского реализма нашла выражение в лучших эпизодах картины.


История создания

Впервые о намерении экранизировать повесть Толстого Протазанов заявил, ещё работая над постановкой «Пиковой дамы», а в 1916 году «Отец Сергий» был даже анонсирован в рекламе товарищества И. Ермольева. Однако в те времена постановка «Отца Сергия» была бы как минимум затруднительна, так как действовал цензурный запрет на изображение в художественных фильмах членов царской семьи и представителей духовенства. Съёмки фильма проходили в середине 1917 — начале 1918 года. Во время съёмок Яков Протазанов заболел, и на некоторое время его подменял на съёмочной площадке сценарист Александр Волков. Фильм вышел на экраны 14 мая 1918 года. Премьера фильма состоялась в московском кинотеатре «Арс».

Интересные факты

  • Композитором Евгением Букке была написана оригинальная музыка, которая должна была сопровождать демонстрацию фильма.
  • Сохранившаяся версия фильма имеет продолжительность в 79 минут.
  • К 150-летию Льва Толстого в 1978 году была осуществлена новая экранизация — фильм «Отец Сергий» поставил режиссёр Игорь Таланкин, а в главной роли снялся Сергей Бондарчук.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить