КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Стачка (фильм)


Сюжет

Фильм начинается с титра — цитаты из Владимира Ленина:

Действие происходит до революции. На одном из крупных российских заводов неспокойно. Рабочий обвинён администрацией в краже инструмента (микро́метра) стоимостью в 25 рублей, и, не выдержав несправедливых подозрений, он кончает жизнь самоубийством через повешение. Пролетарии уже давно страдают от тяжёлых, невыносимых условий труда и несправедливости руководства предприятия. Смерть их собрата становится катализатором событий. После умело организованной в рабочем посёлке агитации на заводе объявлена стачка. Трудящиеся требуют сокращения рабочего дня до восьми часов и увеличения заработной платы на 30 %. Хозяева завода игнорируют требования пролетариев, а их петицией вытирают испачканный ботинок. Фабриканты организуют при помощи наёмной шпаны провокацию — пожар и погром в винной лавке во время мирной демонстрации пролетариев. Рабочих разгоняют струями воды из брандспойтов. На следующий день, по приказу губернатора, против бастующих направлены казаки и полиция, которые жестоко подавляют выступление и расстреливают рабочих. Фильм заканчивается титрами: «Помни, пролетарий!»

Литература

Критика, влияние и награды

На момент своего выхода фильм получил неоднозначные отзывы как от прессы, так и от зрителей. Центральные советские издания и часть кинематографистов признали фильм новаторским явлением в кинематографе. Так, газета «Правда» назвала картину «первым революционным произведением нашего экрана», газета «Известия» — «крупной и интересной победой в развитии нашего киноискусства», а «Киногазета» — «огромным событием кинематографии советской, русской и мировой». Среди минусов отмечался сложный художественный язык ленты, что и стало основной причиной неприятия фильма большинством зрителей.

Первый историко-революционный фильм. На одном из крупнейших заводов России организовывается стачка, повод...

Все видео

На всемирной выставке 1925 года в Париже за фильм «Стачка» Сергей Эйзенштейн получил серебряную медаль. Однако сам Эйзенштейн с точки зрения прогресса киноискусства ставил «Стачку» выше «Броненосца „Потёмкина“», считая свою первую картину более новаторской. Режиссёру казалось, что успех «Броненосца» объясняется сравнительно малой долей новаторства.

Сергей Юткевич считал, что фильм был в своём роде новатором художественной кинематографии и внёс «элементы нового киноязыка». Режиссёр высоко оценивал значение этой картины не только для советского, но и для мирового кино, назвав «Стачку» «вехой» в истории кинематографа. Виктор Шкловский писал, что «Стачка» — это «великая» картина с «точно выделенными», «интересными, поразительными» моментами.

Борис Михин положительно отзывался о режиссуре картины. Он писал, что Эйзенштейн «удивительно своеобразно, точно и конкретно видит сцену и стремится к тому, чтобы её реализация полностью сохранила своё задуманное». По его словам, то, что сначала могло показаться режиссёрским капризом, на деле оказывалось «обоснованным упорством» ради «бескомпромиссного достижения художественной задачи». Лев Кулешов признавался, что «Стачка» поразила его, фотогенично изобразив «русских жандармов в фуражках». До этого он полагал фотогеничным лишь «урбанистический или ковбойский материал». Григорий Болтянский восхищался операторской работой в картине. Он назвал «Стачку» «первым ярким проявлением операторского таланта Тиссэ».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить