КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Идиоты (фильм)


История создания

Догма 95

В марте 1995 года в Париже на празднестве, посвящённом столетию кинематографа, Ларс фон Триер обнародовал манифест «Догмы 95», подписанный фон Триером и ещё одним датским кинорежиссёром Томасом Винтербергом (на самом деле фон Триер был его единственным автором). Подписанты манифеста провозглашали разрыв со старым кино, выраженный в отказе от концепции авторства. Этот отказ закреплялся набором из десяти правил (так называемого «Обета целомудрия»), приложенных к тексту манифеста. «Обет целомудрия» включал запреты на применение разнообразных технических новшеств, которые создавали иллюзии и искажали восприятие зрителя, и обязывали режиссёра исключить своё имя из титров.

«Идиоты» стали вторым фильмом, который фон Триер снял после публикации манифеста. Первым был «Рассекая волны», но картина не имела отношения к манифесту и вообще стала самой дорогой на тот момент из снятых фон Триером.

Первые два сертификата соответствия правилам «Догмы 95» получили «Торжество» Винтерберга (за № 1) и «Идиоты» (за № 2). Впоследствии ни фон Триер, ни Винтерберг не снимали фильмов в соответствии с ограничениями «Обета целомудрия».

Fyodor Dostoevsky novel. Director Vladimir Bortko. With Lydia Velezheva , Yevgeny Mironov, and Vladimir Mashkov .

Все видео

Съёмки

Фон Триер утверждал, что написал сценарий фильма за четыре дня, но позже пояснил, что идея снять фильм о людях, ведущих себя как идиоты, родилась примерно в одно время с манифестом, и в течение двух лет он размышлял над будущим проектом. Режиссёр рассказывал, как его мать, государственная служащая, занималась размещением учреждений для ухода за душевнобольными и столкнулась с сопротивлением копенгагенского муниципалитета Сёллерёд, где жили сами Триеры. Эта история стала одним из побудительных мотивов для создания фильма. Дом, где живут герои фильма, расположен в Сёллерёде, и там же прошла большая часть съёмок.

Съёмки отдельных сцен проходили в том же порядке, в котором эти сцены шли в фильме. В большинстве сцен актёры импровизировали, однако завершающая сцена в доме Карен была особенно важна для фон Триера, и он подробно проработал её ещё до начала кастинга. В ней от актёров не требовалось импровизации, а на её съёмки было отведено три дня. Всего фон Триер отснял больше ста часов материалов.

Для многих актёров, занятых в главных ролях, «Идиоты» стали кинодебютом, хотя у большинства была театральная подготовка. В эпизодичесикх ролях были заняты непрофессионалы. Фон Триер объяснял актёрам, что от них требуется не играть на камеру, а существовать перед камерой. В первый день съёмок несмотря на несколько дней репетиций актёры слишком сильно переигрывали, после этого режиссёр провёл с каждым «идиотом» отдельную беседу. Когда снимался эпизод с групповым сексом, фон Триер сам пришёл на съёмочную площадку голым. Первоначально фон Триер хотел, чтобы актёры сами совершили половой акт, но в итоге был вынужден прибегнуть к услугам профессиональных порноактёров. Триер известен своим диктаторским поведением на съёмочной площадке и конфликтами с актёрами, и «Идиоты» не были исключением. Известно, что он доводил до слёз Бодил Йоргенсен и Анну-Луизу Хассинг, добиваясь необходимого эмоционального накала. Были у Триера стычки и с Кнудом Ромером Йоргенсеном.

Во время съёмок «Идиотов» фон Триер вёл подробный дневник, который позже был издан. Оператор Йеспер Яргил одновременно снимал документальный фильм, который вышел под названием The Humiliated. В этот же фильм закадровым комментарием включены отрывки дневника фон Триера, которые зачитывает сам режиссёр.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить