МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Екимовский, Виктор Алексеевич


Самые значительные сочинения 90-х годов: «Симфонические танцы» (Композиция 61, 1993), «27 разрушений» (Композиция 65, 1995), «Лебединая песня» (Композиция 72, 73 и 74, 1996), «Эффект Допплера» (виртуальная Композиция 75, 1996), «Vers libre» (Композиция 79, 1999). В 1997 году впервые было опубликовано и главное литературное произведение Екимовского: «Автомонография», оригинальное название которого полностью соответствует его содержанию (второе, дополненное издание «Автомонографии» вышло десять лет спустя, в 2008 году).

С 2000 года Екимовский редактирует издание собрания сочинений в 150 томах Дмитрия Шостаковича, предпринятое его вдовой Ириной и издательством DSCH,339 а также является редактором нескольких европейских музыкальных издательств. Виктор Екимовский продолжает активно работать и как музыковед — к концу 2000-х годов в его активе уже более сотни статей о музыке XX века, опубликованных в России и Европе. Сохраняя молодой и любопытный характер, Екимовский живо интересуется и музыкой, и литературой. Среди наиболее близких и интересных для себя современных авторов он называет следующие имена: Николай Корндорф, Сергей Павленко, Фарадж Караев,359 Игорь Кефалиди, Юрий Ханон.291

В 2000-е годы Виктор Екимовский — один из признанных лидеров новой русской музыки, а также один из самых известных современных композиторов и музыкально-общественных деятелей. Его сочинения регулярно исполняются в Москве и других городах России, а также за рубежом. Композитор является непременным участником практически всех отечественных музыкальных фестивалей, а также многих зарубежных. Большинство сочинений Екимовского издано и записано на грампластинки или компакт-диски. Прежде всего известны его симфонические и камерно-инструментальные произведения. Именно в них композитор выступает как серьёзный концептуальный художник и в то же время искатель нового музыкального языка.. Наиболее значительные сочинения этого времени: «Attalea princeps» (2000), «Раффлезия» (2002), «Сиамский концерт» для двух фортепиано (2005), «Тризна по Финнегану» (2007)… — По основному замыслу композитора, самым последним его сочинением должна стать «Композиция 100», которую он напишет в 2017 году, после чего скажет: «Всё! — достаточно, эксперимент закончен, Dixi».352 Видимо, этот поступок и станет его последним экспериментом.

МАРК ПЕКАРСКИЙ. УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (1) / Mark Pekarsky Марк Ильич Пекарский (род. 26 декабря 1940) — российский музыкант, музыкальный педагог, Заслуженный а...

Все видео

Творческое лицо

Прежде и превыше всего, Виктор Екимовский — музыкальный конструктор и изобретатель. Он считает, что особый вклад, уникальность и новаторство — вот есть высшая мера оценки творчества всякого художника.291 Именно этой меркой он постоянно мерит и себя, и окружающих. Для каждого сочинения Екимовский придумывает (или старается придумать) принципиально новую главную идею, зерно или образ, часто выражаемый в названии, которое сделает это сочинение не похожим ни на что. В этом плане он является сознательным и последовательным врагом всех академистов, школьников и учителей, чётким антиподом Римского-Корсакова, который в таких случаях говорил: «Это совсем не страшно, когда музыка на что-то похожа, гораздо хуже — когда она не похожа ни на что». Но Виктор Екимовский как раз считает, что в идеале каждое следующее сочинение и должно быть «ни на что не похоже», в том числе и на предыдущее, и, желательно, даже на самоё себя. Однако идеала удаётся достигнуть далеко не каждый раз. Пользуясь его собственным критерием, из сотни произведений Екимовского «ни на что не похожими» можно признать только десятка два. Всю современную себе новую музыку композитор разделяет на три направления — «стилистическая, всестилистическая, внестилистическая». Самого себя Екимовский относит к «честной стилистической серединке». При этом он понимает стиль не как тип мышления, а типичный инструмент достижения цели: некий «набор технических средств». Изобретение и конструирование последних, (желательно, всякий раз заново) и вызвано его желанием «никогда не повторяться», в каждом сочинении создавая «индпроект». По существу именно это и есть для него композиторская работа, творчество придумывания оригинальных «ходов» или «избегания» известных решений. «Каждый опус должен иметь свою особенную смысловую, сюжетно-содержательную и технологическую характерность… Произведение как принципиально не повторное, неповторяемое и неповторимое явление»312. Вот примерный список собственного творческого «маневрирования» (или лавирования), который сам Виктор Екимовский приводит в качестве примера «технологической характерности» своих сочинений (здесь без названий, только номера):

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить