МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Екимовский, Виктор Алексеевич
Но есть и ещё одна задача, которую автор ставит перед собой, — «проследить эволюцию композиторского мышления, или даже сформулировать суть концепции, если хотите, философии творчества» Однако с этой задачей он не вполне справляется. «Автомонография» Виктора Екимовского — это скорее история, чем теория его музыки. Автор излагает свои композиционные идеи в произвольной повествовательной манере. Здесь нет схем, графиков, числовых рядов, нотных примеров (за исключением нескольких чисто иллюстративных — первых страниц партитур). Композитор, в течение всей своей жизни склонный к конструктивным новациям, касается их техники только вскользь, поэтому материал его «Автомонографии» невозможно использовать для анализа современных техники композиции, полифонии и инструментовки. При том было бы ошибкой считать эту книгу ортодоксальным научным исследованием и подходить к ней с чисто научной меркой. Как яркий и своевольный художник, Виктор Екимовский во всём, что он делает остаётся прежде всего в широком смысле слова художником и композитором, обладающим независимым и образным мышлением. Именно так и следует оценивать его живую и почти прозрачную книгу. И уж чего в ней нет ни капли: так это самолюбования и бронзовой монументальности. Автор на протяжении всего текста иронизирует и даже издевается не только над своими современниками и коллегами, но и над самим собой, в конце концов, завершая свою книгу прямым ответом на возможные упрёки. «Есть и ещё один аспект, снимающий обвинения в моей мании величия. И вот он, — Умберто Эко однажды сказал: — Литература памяти — это последнее прибежище для бездарностей».358 По всей видимости, вернее всего было бы считать «Автомонографию» неким суммирующим «музыкальным» произведением Виктора Екимовского, включающим и себя самого, и все остальные произведения.
Композиции
Свои сочинения Виктор Екимовский заведомо делит на два списка: каталог основных сочинений (Композиций) и каталог прочих сочинений, не являющихся основными по главному критерию его творчества: новизне. Оба полных списка сочинений опубликованы автором в заключительных приложениях к «Автомонографии»386-409, а также многие сочинения из него можно найти на официальном сайте «композитора композиций». Ниже приведены наиболее значительные из основных произведений Екимовского.
МАРК ПЕКАРСКИЙ. УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (1) / Mark Pekarsky Марк Ильич Пекарский (род. 26 декабря 1940) — российский музыкант, музыкальный педагог, Заслуженный а...Все видео
Сочинения для оркестра:
- Лирические отступления для виолончелей soli и симфонического оркестра, (Композиция 9, 1971)
- Sublimations, «Переходы» для симфонического оркестра (Композиция 10, 1971)
- Иерихонские трубы для 30 медных инструментов (Композиция 24, 1977)
- Бранденбургский концерт для камерного оркестра (Композиция 28, 1979)
- Симфонические танцы (Композиция 61, для фортепиано с оркестром, 1993)
- Attalea princeps, концерт для скрипки с оркестром (Композиция 82, 2000)
- Сиамский концерт для двух фортепиано с оркестром (Композиция 89, 2005)
- Аленький цветочек для симфонического оркестра (Композиция 91, 2008)
Камерные сочинения:
- Трио-соната da camera для скрипки, фортепиано и виолончели (Композиция 8, 1971)
- Ave Maria для 48 скрипок (Композиция 13, 1974)
- Balletto для дирижёра и любого ансамбля (Композиция 14, 1974)
- Камерные вариации для 13 исполнителей (Композиция 15, 1974)
- Квартет-cantabile для двух скрипок, альта и виолончели (Композиция 22, 1977)
- Die ewige Wiederkunft «Вечное возвращение» для бас-кларнета (Композиция 31, 1980)
- Cantus figuralis, Многоголосное пение для 12 саксофонов (Композиция 32, 1980)
- Соната с похоронным маршем для фортепиано (Композиция 33, 1981)
- Мандала для 9 исполнителей (Композиция 39, 1983)
- Стансы для двух скрипок (Композиция 40, 1984)
- В созвездии Гончих Псов для трёх флейт и фонограммы (Композиция 44, 1986)
- Doppelkammervariationen, Двойные камерные вариации для 12 исполнителей (Композиция 51, 1989)
- Лунная соната для фортепиано (Композиция 60, 1993)
- 27 разрушений для ансамбля ударных (Композиция 65, 1995)
- Зеркало Авиценны для 14 исполнителей (Композиция 66, 1995)
- Лебединая песня для струнного квартета (Композиция 72, 1996)
- Эффект Допплера для 100 участников с исполнением на открытом воздухе (Композиция 75, виртуальная, 1997)
- Урок музыки в византийской школе для теноровой блокфлейты (Композиция 76, 1998)
- Vers libre, «Верлибр» для двух фортепиано в четвертитонах (Композиция 80, 1999)
- Бирюльки 24 пьесы для 6 исполнителей (Композиция 83, 2001)
- Раффлезия для фортепиано и 10 исполнителей (Композиция 85, 2002)
- Безумные песни для женского голоса и камерного ансамбля (Композиция 88, 2005)
- Тризна по Финнегану для трёх электро-струнных инструментов (Композиция 90, 2007)
Библиография
- Алексеенко Л. «Увидев его, вы увидите Дали». Новая Сибирь, 13 февраля 1998 г.
- Амрахова А. В. А. Екимовский. «Метаморфозы стиля». Musiqi Dunyasi, Баку, 2005, № 1-2, с.43-53.
- Барский В. «Лирическое отступление с комментариями, или тот самый Екимовский». Музыка из бывшего СССР (1), Композитор, 1994, с. 241—256.
- Бедерова Ю. «27 разрушений, несколько созиданий и некоторые прочие творческие манипуляции». (Рецензия на авторский концерт 10.04.1995). Сегодня, 14 апреля 1995 г.
- Бедерова Ю. «Композитор хочет абсолюта». (Рецензия на авторский концерт 11.05.1997). Коммерсантъ-DAILY, 15 мая 1997 г.
- Беринский С. «Дуэт, но не унисон». Музыкальная академия, № 4 1992, с.50-53.
- Бирюкова Е. «Художественный текст и его прочтение: сочинения Виктора Екимовского и Александра Раскатова». Дипломная работа: РАМ, 1995. Рукопись.
- Вустин А. «Талант — единственная новость…» Музыкальная жизнь, 1995, № 5-6, с. 20-21.
- Екимовский В. «Автомонография» М., Музиздат, 2008, isbn=978-5-904082-04-8 .
- Екимовский В. «Оливье Мессиан. Жизнь и творчество» М., Советский композитор, 1979, 1987.
- Кротова Н. «Грустные и веселые эксперименты поставангарда». Коммерсантъ-Сибирь, 27 февраля 1998 г.
- Петунина Л. «В.Екимовский: поэтика музыкальной композиции». Из наследия отечественных композиторов XX века. Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов, вып.2 — М., 2004, с.102-115.
- Поспелов П. «Джульетта Гвиччарди отвергла Бетховена. А полюбила бы она Виктора Екимовского?» (Рецензия на концерт 16.11.1993). Коммерсантъ-DAILY, 18 ноября 1993 г.
- Присяжнюк Д. «Оркестр, которого нет (о риторических метаморфозах инструментального письма В.Екимовского)». Оркестр без границ. Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова. Москва, Консерватория, 2009, стр.234-244.
- Райгородский П. Виктор Екимовский: «Главное — Идея и контрапункт мыслей». Музыкальное обозрение № 10 (286), 2007. (с.5)
- Рожновский В. «Странные замыслы Виктора Екимовского. 4 этюда о грамзаписях композитора». Мелодия, 1992, № 3-4, с. 11-12.
- Соколов А. «Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества».(Глава 7: Виктор Екимовский. Камерные вариации). М., Музыка, 1992, с. 241—256.
- Токарская М. «Неутомимый искатель нового». Честное слово, Иркутск, № 22, 6-12 июня 2000. Зелёная лампа, Иркутск, июнь 2000.
- Фархадов Р. «Времена и структуры Виктора Екимовского». Музыкальная жизнь, № 12, 2006 (с.18-21).
- Фархадов Р. «Виктор Екимовский плюс Екимовский Виктор». Музыкальная академия, № 3, 2007 (с.31-40).
- Фархадов Р. «Диалог, или поставтомонография». Музыкальная академия, № 3, 2010, (стр.19-22), ISSN 0869-4516.
- Шульгин Д. И., Шевченко Т. В. «Творчество — жизнь Виктора Екимовского». Монографические беседы. М., ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2003.
- Шульгин Д. И. «Современные черты композиции Виктора Екимовского». Монографическое исследование. М., ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2003.