ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Йонатан, Натан


Отношение истеблишмента

Несмотря на огромную любовь к поэзии Йонатана публики, а также композиторов, исполнителей и прессы, её оценка в академических кругах и литературной критикой была не так высока. Его творчество не изучали в университетах и школах; о нем редко писали в литературных журналах. Кроме того, по мнению очень многих, он заслуживал премию Израиля, но не получил её. И академические круги, и критика на протяжении всех лет отделяли его от существовавших тогда литературных школ: его не считали ни продолжателем поколения Альтермана — Шленского — Гольдберг, ни принадлежащим к школе  — Амихай — Равикович и других. В большой степени, это было справедливо.

Йонатан действительно не произвел революцию в области поэзии, как Шленский, не писал на политические темы, как Альтерман, и не восставал против предшествующего поколения, как Зах. Его творчество всегда было минорным, никогда не вызывало сотрясений, и, возможно, именно это и было его главным «недостатком». С другой стороны, может быть именно поэтому его стихи имеют такой успех у публики.

Творчество Йонатана никак не было связано с литературными бурями того времени. Так, например, он не заметил революцию в поэзии группы «Хавурат ликрат» («Общество „Вперед“»), которая провозгласила отход от школы Шленского. Группа стала известной в 1952—1954 годах; первые книги её участников (Иехуды Амихая, Натана Заха и других), написанные в новом стиле, вышли в 1955 году; известные нападки Заха на Альтермана происходили в 1960 году. Первая же книга Йонатана, в которой он начал отходить от линии Шленского, вышла в 1962 году («Ширим ле-орех ха-хоф» («Стихи вдоль берега»). В этой книге часть стихов написана «по-старому», а часть — «по-новому».

Существует мнение, что из-за этого «отставания» он не получил премию Израиля. Однако именно это спокойное внутренне развитие, не связанное с внешними факторами, без «толкания локтями», и привело к созданию уникальной, ни на что не похожей поэзии, соответствующей его личности.

События, происходящие в поэтической среде, нашли выражение, как и следовало ожидать, в стихах Йонатана. Так, в качестве ответа самому себе на стихотворение «Ха-хореф хореш эт ха-ям» («Зима поднимает бурю в море») из его первой книги «Швилей афар» («Пыльные тропинки», 1951 год), в 1962 году он опубликовал стихотворение «Шув ха-хореф хореш эт ха-ям» («Снова зима поднимает бурю в море») в книге «Ширим ле-орех ха-хоф» («Стихи вдоль берега»). Первое стихотворение явно принадлежит к школе Шленского, как по форме, так и по содержанию: стихотворение в мажорных тонах о героях Древнегреческой мифологии с суровыми, мрачными фразами, не характерными для позднего периода. Стихотворение-«ответ» сильно отличается от первого как по форме, так и по тематике. Оно — о поэтической революции, внутри которой Йонатан оказался за неимением выбора.

Существует мнение, что огромная популярность песен на стихи Йонатана была одной из причин того, что в академической среде его считали «песенником» и не видели в нем поэта. Этому также способствовала его человеческая открытость, готовность к сотрудничеству с композиторами и к тому, что его стихи становятся песнями. Он даже иногда вносил небольшие изменения в стихи для того, чтобы их можно было положить на музыку. Поэтому, например, существуют две версии стихотворения «Хофим» («Берега»): оригинальная, напечатанная в книге, и та, которая стала песней. Йонатан изменил его во время совместной работы со своим другом Нахумом Хайманом для того, чтобы готовый текст подошел к готовой мелодии, которую принес Хайман.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить