ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Пьетро Аретино


Ragionamenti

Европейская слава Аретино пошла с его «Диалогов», три из которых были изданы под названием «Рассуждения» (в 1534, 1536, 1539 гг.). Два из них посвящены нападкам на пороки женщин, третье — цинично описывает придворные нравы. Полемический характер творчества Аретино наиболее полно отразился в этих «Рассуждениях», а также в комедиях, сыгравших заметную роль в эволюции национального театра.

«Его Raggionamenti, книга, непристойнее которой едва ли найдется другая в мировой литературе, отнюдь не принадлежит к числу тех, которые предназначены будить чувственность и не ставят себе никаких других целей. Raggionamenti — художественное произведение, и первый день первой части, где описывается жизнь в женском монастыре, может выдержать сравнение с La Religieuse Дидро. Вообще все три части Raggionamenti — это великолепная серия бытовых картин, обличающая крупного художника».

  • Ragionamenti («Беседы (Рассуждения)», ок. 1534—1536)
    • Рассуждения Нанны и Антонии (Il Ragionamento della Nanna e dell’Antonia). Разговор двух куртизанок
    • Диалог мессера Петра Аретинца, в коем Нанна в первый день Пиппе, дочурке своей, как быть гулящей девкой, преподает,во второй об изменах мужчин ей повествует и о бедняжках, им доверяющихся, в третий же и последний Нанна и Пиппа, в саду сидя, куму с кормилицею слушают, кои о сводиничестве рассуждают(1536-1537).
    • Il Ragionamento delle Corti / Придворные рассуждения

Пьесы Аретино

В этих бытовых комедиях он вывел галерею типов, которые представляли разные слои католического общества. Аретино высмеивал их с позиций характерного для Возрождения свободомыслия.

«Как комедиограф он порывает с традициями гуманистической „ученой комедии“ и пытается разрушить классические комедийные фабулы и типажи. Для его комедий характерны отсутствие единого сюжета, разорванность композиции, несвязанность сцен, немотивированность действия. Главная цель Аретино — натуралистическая имитация реальной жизни; он даже дает некоторым комическим героям имена их подлинных прототипов. В лучших своих комедиях ему удается индивидуализировать речь персонажей. Аретино критикует нравы своего „позорного века“ с точки зрения простолюдина. Его комедийный мир населен живыми и колоритными людьми из народа — мастеровыми, слугами, сводницами, мошенниками, ворами и др., говорящими на сочном грубоватом языке улицы». С другой стороны, Литературная энциклопедия о нём пишет: «В пяти комедиях Аретино встречаются, правда, бытовые образы с примесью памфлетного элемента; но обрисовка характеров поверхностна, а над сатирой преобладает зубоскальство».

«Особое место в истории итальянской драматургии XVI века занимают комедии Пьетро Аретино. Они почти не связаны с традициями античной литературы, и это обстоятельство отодвигает их на периферию гуманистической драмы. Комедии Аретино, весьма слабые в отношении драматургического построения, интересны в качестве произведений, воспроизводящих быт тогдашней Италии, вернее, темные стороны этого быта. Вращавшийся в течение всей своей необычной жизни в среде аферистов, куртизанок, разного рода искателей приключений, Аретино делает этих представителей „полусвета“ героями своих комедий; он дает своим персонажам мастерскую характеристику, создает галерею типов, великолепных в своей законченности и нештампованности. Однако Аретино не нашёл последователей. Бытовая комедия не получила дальнейшего развития».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить