ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Пьетро Аретино


Последним его произведением стала трагедия «Гораций» («Orazia», 1546), где низким нравам современности противопоставлено величие Древнего Рима. Она «занимает особое место в итальянской литературе. В ней впервые в ренессансной драматургии хор заменяется народом, который определяет исход драматического конфликта. Здесь нет жестоких сцен, сюжет развивается прямолинейно, характеры однозначны, язык отличается простотой и ясностью. Автор стремится освободиться от монологов (и вестников) и заменить рассказ о событиях непосредственным сценическим действием, хотя и не всегда успешно».

Письма

Традиция публиковать письма повелась со времен Петрарки и св. Екатерины Сиенской. Аретино первый начал делать это в печатном виде, т.е. в первый раз выпустил с типографского станка книгу писем на итальянском языке.

Публикация «Писем» Аретино (1538—1557) имела огромный успех и вызвала множество подражаний. Его переписка (около 3300 писем, шесть томов), которая дает картину общественной и культурной жизни Италии 1-й половины XVI в. (главным образом 1525—1556 гг.). «Помимо богатейшей исторической информации (он активно переписывался как с государственными мужами, так и с деятелями итальянской культуры), можно обнаружить основные виды журналистской прозы (военный репортаж, политическая передовица, художественная рецензия)» . «Описание гибели Джованни делле Банде Нере — яркий образчик военной корреспонденции. Нападки Аретино на Франциска I по поводу союза с турками — типичная передовица на политическую тему. Советы Микеланджело относительно „Страшного суда“ — проницательная художественная критика. Наряду с этим в письмах Аретино встречаются советы начинающему автору избегать аффектации, описание венецианского заката для Тициана, восхваление олив, грибов, вина и жареного фазана и, наконец, игривые упреки в адрес подшутившей над ним молодой девушки».

В письмах проявляется темперамент и язвительность Аретино. Особенно в историю искусств вошло письмо Микеланджело от ноября 1545 г, где наряду с восхищением по поводу фрески «Страшного суда» в Сикстинской капелле он угрожает ему, порицая его безбожие, неприличие и воровство (у наследника Юлия II). «После того как я увидел Ваш Страшный суд, я подумал, я узнаю в сковывающей красоте изображений известную грацию Рафаэля. Но как христианина меня охватывает стыд». Затем Аретино обрушивается на «неприличные детали в изображении мучеников и дев, на их жесты и на их наготу. Даже в борделе опустишь от стыда глаза, увидев подобное». Затем Аретино намекает на гомосексуальный характер микеланджеловской дружбы с Томмазо Кавальери и советует рассматривать эту фреску как языческие статуи, которые в VI веке разрушил папа Григорий. Наконец он добавляет в примирительной приписке «Я хотел только показать Вам, что если Вы божественны, то есть из вина (di-vino), то я тоже не из воды — d’aqua».

Список произведений

Аретино был чрезвычайно плодовитым писателем, работавшим во множестве жанров.

Поэзия

  • «Новое собрание творений плодовитейшего юноши Пьетро, художника-Аретинца» («Opera Nova del fecundissimo giovene Pietro pictore Aretino», 1512)
  • неоконченная эпическая поэма «Марфиза», опубл. в 1535 три первые песни. Продолжение «Неистового Роланда» Ариосто.
  • сборник стихов «Стансы во славу Сирены» («Stanze in lode della Sirena», 1536
  • Sonetti lussuriosi (т. н. Позы Аретино)
  • «Любовные сомнения» (Dubbi amorosi)
  • Astolfeide / Астольфеида
  • «Орландино» (Orlandino), героико-комическая поэма, где осмеивалось рыцарство

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить